Граффити на улицах Северодонецка

Дата: 18 Ноября 2016 Автор: Колодько Илья

От редакции:  Мы публикуем  эти заметки, хотя и  написаны они в мае 2013 года про украинский город Северодонецк. Прошло более трех лет…. Изменилось ли что-то за это время? Сохранились ли эти рисунки? Как долго вообще живет граффити? Сезон? Два? Что сейчас рисуют свободные уличные художники на городских стенах? Можно ли по рисунку определить место и время  его создания или граффити существует вне времени и пространства?
  
Что такое моё горе и моя беда, если я в силах быть счастливым?
Ф. М. Достоевский
 
Граффити сегодня — вид уличного искусства, одна из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру. Существует множество разных стилей и видов граффити. Произведения, создаваемые граффити-художниками, — самостоятельный жанр современного искусства, неотъемлемая часть культуры и городского образа жизни. Во многих странах и городах есть свои известные художники, создающие на улицах города настоящие шедевры.
(Материал  из Википедии — свободной энциклопедии.  ru.wikipedia.org/wiki/Граффити)

По своей направленности следует различать социальное и коммерческое граффити, как две стороны медали, сосуществующие  в одном виде изобразительного искусства. В своём родном городе* я познакомился с общественной «настенной живописью». По горячим следам записал впечатления зрителя.     

Еду по широкой полосе. Здесь двустороннее движение. Сейчас я знаю, начнётся бесхозный забор, закрывающий гаражи от проезжей части со стороны леса. Да, так и есть – вот он забор. Только теперь его трудно назвать бесхозным: он весь разрисован, не как-нибудь – с умом, назначенной целью. Любопытно. Забор – холст. Художник – моралист. Любо-дорого смотреть! По мере движения мною овладевает восторг. Горжусь смекалистым и мастеровитым горожанином.

Отчего у меня произошли такие чувства, с удовольствием поведаю Вам.

В вину тому галерея открывшаяся вдруг мне. Её картины – результат творчества (назову его новым течением живописи), получившего широкое повсеместное распространение за последнее десятилетие, граффити на стене.

Я - зритель. Передо мной появляется огромная сигарета, нарисованная по длине вдоль забора. Сигарета пачечная. Объёмна. Внутри неё, там, где белая обёртка за фильтром, видны силуэты людей, по контурам угадываются дети, всего три ребёнка. Все в движении: один крутит педали велосипеда, второй отталкивается на скейте, последний ловит ветер, запуская воздушного змея, бежит, разгоняя его. Картинка динамическая: троица движется в одном направлении, навстречу пеплу, сигарета курится, неминуемо захватывая пространство перед человечками. Под граффити надпись: «Это неверное направление!».

В объектив окна троллейбуса попадает новый кадр. В нём русский богатырь поражает копьём заграничного робота. Образ витязя написан по выпущенной в 2000-х серии наших мультфильмов, в которых главными действующими лицами выступают былинные герои Руси. Мужественный, статный, сильный молодец, внешняя красота – всё при нём – изображён во весь рост, в кольчуге. Победителем. Запрограммированная железяка, робот на пружинных ногах и руках с подобием котла, вместо головы, плод воображения заморских мультипликаторов, выведен из строя, пронзен богатырским ударом. Рядом красуется надпись: «У меня счастливое детство, я смотрю русские мультфильмы». Мысль завершена.

На смену новый сюжет. Самым чёрным сплошным столбом выделяется маяк. Вокруг темнота, пустота. Только в бело-золотом луче прожектора летят бабочки навстречу источнику света. Надпись звучит: «Свети - и люди потянутся к тебе».

Ещё картинка. Пятеро красочно одетых пингвинов: элегантные шляпки с бабочками (смотрятся очень органично в естественных костюмах-оперениях). С радостными физиономиями соприкасаются с друг дружкой крыльями, словно взялись за руки мы, люди. Речь: «Дружба и братство дороже богатства».

А вот друзья родом из детства. Сидя на брёвнышке, бок о бок, пьют чай и пересчитывают звёзды, каждый на своей половине неба от печной трубы, два друга – ёжик и медвежонок. Ты смотришь прямо на их спины – перед тобой тоже простирается небо, завешенное золотыми звёздочками. Всё как в мультфильме, даже звёзды на тёмно-сиреневом небе огромные, зубчатые, похожие на игрушки: такие, какими их представляют маленькие дети, едва научившиеся рисовать. К иллюстрации приложена мысль: «Зачем светят звёзды? Наверное, чтобы каждый нашёл свою».

Подобно киноленте, стена проноситься перед тобой, мелькают граффити-кадры. Взгляд выхватывает мораль: «Тебе решить, как жизнь прожить». По обе стороны иллюстрация к ней. Слева, на переднем плане, возникают здоровые красивые стройные ребята. Они занимаются спортом: поднимают штангу, упражняются на турнике, брусьях. Развивают физическую силу. Удальцы. Справа, как будто бы совсем другой вид людей. На лавочке собрались алкоголики. Они погрязли в грудах разбросанного мусора, тут же при вас сорящих. С ними сигареты, бутылки горя-зелья. В их лицах отсутствие сознания, мысли. Сами лица трудно назвать людскими, какие-то они помятые, заплывшие, с отёками, в синяках, грязные, прозвучит странно - измученные хозяевами. Компания собутыльников невольно отталкивает от себя.

Остросюжетный кадр. В камышовой заводи аист пытается проглотить лягушку. Однако лягушонок оказался не из робкого десятка, наполовину захваченный клювом, голова совсем не видна, он всё же изловчился лапами крепко стиснуть шею хищника-жабоеда. Тем самым, блокируя себе гибельный путь стать лакомым куском. Аист шокирован. Слова к иллюстрации: «Никогда не сдавайся!».

Интересно интерпретирована картина, где карапуз, в комбинезоне и в кепке из разноцветных материй, растеряно смотрит вслед удаляющимся ввысь разноцветным, в тон панамки, воздушным шарам. Ясно видно, шары были выпущены по очереди, нарисованы в перспективе. Дитё в отчаянии даже бежит за ними по земле, – тщетно – шары уносятся, их не догнать. Под этим сюжетом запечатлена мысль: «Не отпускай свои мечты!».

Снова иллюстрация. На сей раз силуэты молодых людей против солнца. Он и она - рука в руке - бегут по цветущей планете. Да, художник изобразил землю круглой, со всеми её богатствами: полями, горами, лесами и реками. Впечатление, что всё на свете устроено для них двоих. Они, несомненно, счастливы вместе. Слова автора: «Береги любовь!».

А вот перед тобой во весь формат забора обложка книги. При желании можно даже рассмотреть, кто автор. Читаю: «Чарльз Диккенс». Чуть меньшим шрифтом: «Избранное». Под книгой, слова призыва автора: «Читай классику! Девушки любят умных».

Вот ещё вид. Здесь схематично. Полностью соблюдён формат рисунка, который можно видеть на местах специально отведенных под вынос мусора. Из геометрических фигур сложен человек. Его ноги и руки представлены треугольниками, голова – круг, туловище – прямоугольник; тут же перед ним начертана урна – перевёрнутая трапеция. Схематичный человек вытянул руки над урной, следовательно, выбрасывает – «Что бы вы думали!?» - нет, не куль или какой-нибудь чёрный ящик, принятые за обозначение мусора. Вниз ушами, выведен тоже контурно крупным планом (раза в три больше условленного чёрного ящика), опускается бюст зайчонка!.. Пресловутый товарный знак Playboy передан отлично. Под рисунком, цитирую автора: «Соблюдай чистоту души!»

Кинолента вот-вот закончится. Раскинув крылья в прозрачной синеве неба, свободно парит чайка. На горизонте виден полукруг оранжевого солнца. Сюжет дополняют слова: «Человек рождён для счастья». При восприятии образуется целостная мысль, не переложенная истина: «Человек рождён для счастья, как птица для полёта!» (Максим Горький


Троллейбус преодолевает расстояние вдоль забора в какую-нибудь минуту, а какова сила воздействия переданного граффити…

 

 


(с) Колодько Илья 05/2013   *г. Северодонецк, Украина

 

Перейти в архив


Оценка (0.00) | Просмотров: (1384)

Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход