О философии в поэзии в литмастерской РОСА-31

Дата: 13 Ноября 2016 Автор: Лан Надежда

    Встреча с доцентом кафедры издательского дела и библиотековедения Белгородского государственного института искусств и культуры, кандидатом педагогических наук Ольгой Юрьевной Мурашко состоялась в литературной мастерской РОСА в юношеской   библиотеке Старого Оскола  (м-н Приборостроителей, 30). Ее творческий псевдоним Ольга Лофицкая. Она автор двух сборников стихов «Женская логика» и «Стихи на коленках». Но не буду забегать вперёд.

    Объявленная за месяц в организации тема для доклада «Философия в поэзии» не то, чтобы интриговала, но притягивала наши мысли к мыслям великих людей.    День  пошёл  так,   что  те, кто собрались в зале библиотеки, неожиданным образом отметили некоторую камерность мероприятия. Хотя предполагалась большая аудитория слушателей. Ольга, разложив лекционные листы, просто сказала: «Говорить только портить».

     -  А сказать надо… - продолжила я.

     Сопел  на столе наш пузатый самовар.  И с ароматом, заваренного чая, мы вдыхали   атмосферу  книг и времена их славы, уступившие теперь времени современных технологий.
Женщина-учёный Ольга Мурашко и поэт Ольга Лофицкая в одном лице сделала прекрасный доклад и проанализировала творчество 26 поэтов. Это был личный взгляд исследователя, который полагался на логический ум, развитый в неустанном труде учёного,  и  хорошую интуицию,  вдохновлённого поэта-женщины, чувствовавшей каждую поэтическую строку своей душой.
Но здесь ещё была и изюминка – личный взгляд через современную поэзию на тему «Философия в поэзии». В докладе основной линией шёл анализ стихов молодых поэтов, которые ищут новые пути самовыражения, базируясь на реалиях постиндустриальной эпохи, новейших информационных технологиях. Приведу пример из текста.

      Валентина Павлова: «Слово, единственное, как электронный адрес: ошибся буковкой – не дождёшься письма. Всё прочее литература: игра в «тетрис», ловкость сердца, бодибилдинг ума».
И тут же Ольга цитировала великих, как учителей русского слова. Плюрализм мнений и норм («Сердце русского народа без поэта», «Спой Есенин» В. Ломакин, стихи Ю.Гуголева). Интересным фактом в докладе было то, что один из ведущих российских литературоведов И. Шайтанов склонен рассматривать стихи поэтов-постмодернистов с точки зрения текста, уточняя, что  «стихи – это то, что требует голос, а тексты – немы. Они для чтения, даже не вслух, а глазами».

      Не один раз докладчица оговаривалась, что такая тема о философии поэзии требует большего времени и большего внимания. Отмечена была и москвичка Ирина Горюнова, с которой многим «росовцам» довелось встретиться воочию, с творчеством, которой мы хорошо знакомы. Вот так изложила свои мысли Мурашко-Лофицкая: «Отличительной особенностью творчества современных поэтов является опора на культурные аллюзии (М.Галина, И.Горюнова, А.Бауман, А.Алёхин и др.)».

     Конечно, мне так хочется много сказать о своих чувствах и новых мыслях.  Ведь я закончила литфак пединститута. Я сидела и слушала преподавателя – вибрации голоса, манера чтения, отмечая  безоценочную позицию лектора, и временами уносилась в студенчество. Понимала я и преимущество педагогов всех рангов в настоящем времени – большая информационная раскрепощённость, когда можно на многие необходимые вещи пролить очень профессиональный свет. Любит Ольга Юрьевна свою учёную деятельность. Светились глаза её, приветливая улыбка, лёгкость в общении и простота. И лились, лились строки из её научного труда. «В качестве яркого примера можно рассмотреть стихотворение Андрея Баумана «21 век», которое воедино объединяет в себе культовые понятия не только российской культуры и словесности, но и обращается к эпизодам мировой истории, известным своей неоднозначностью. Так же и вневременное  классическое  - «поэтом можешь ты не быть», с которым ассоциируется та часть творчества А.Баумана, где он воскрешает традиции гражданской ответственности поэта за судьбу Родины.
  

      «Во дни сомнений
      во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины
      словно тёмную воду я пью помутившийся ворованный воздух
      мылкость в лёгких необыкновенная
      моё дыхание уже легло на стёкла заблудившихся трамваев
      и я стою как Пирр во время чумы
      и слежу полёт шмеля над гнездом кукушки
      и чувствую себя чайкой по имени Дядя Ваня
      выпавшей из дворянского гнезда
      в вишнёвом саду расходящихся тропок…»
 

     Писать только портить… Так я перефразирую сейчас слова Ольги  Юрьевны.  Действительно, нужно видеть и слышать и не один раз её выступления и соприкоснуться с миром учёного, с  «новыми ветрами» в поэзии.

    Завершилась встреча с Ольгой Лофицкой, поэтом и ученым. Мы взяли с полок её книжечки со стихами.  Попросили подарить с автографом.  И прочитать. Мне запомнилось это стихотворение.

Ветром книгу растрепало,
Улетевшая страница,
По траве покувыркавшись,
Превратилась в самолёт,
А быть может лёгкой птицей
С алфавитным опереньем
А быть может парапланом
Вдаль её сейчас несёт.
 
Тихо было всё и гладко,
Без ошибок и изъянов.
Нумерация в порядке,
В коленкоре переплёт.
Разрушитель скучных планов
Есть один на свете – ветер,
И оторванной страницей
Вдаль тебя сейчас несёт.
 

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход