Встреча с доцентом кафедры издательского дела и библиотековедения Белгородского государственного института искусств и культуры, кандидатом педагогических наук Ольгой Юрьевной Мурашко состоялась в литературной мастерской РОСА в юношеской библиотеке Старого Оскола (м-н Приборостроителей, 30). Ее творческий псевдоним Ольга Лофицкая. Она автор двух сборников стихов «Женская логика» и «Стихи на коленках». Но не буду забегать вперёд.
Объявленная за месяц в организации тема для доклада «Философия в поэзии» не то, чтобы интриговала, но притягивала наши мысли к мыслям великих людей. День пошёл так, что те, кто собрались в зале библиотеки, неожиданным образом отметили некоторую камерность мероприятия. Хотя предполагалась большая аудитория слушателей.Ольга, разложив лекционные листы, просто сказала: «Говорить только портить».
- А сказать надо… - продолжила я.
Сопел на столе наш пузатый самовар. И с ароматом, заваренного чая, мы вдыхали атмосферу книг и времена их славы, уступившие теперь времени современных технологий. Женщина-учёный Ольга Мурашко и поэт Ольга Лофицкая в одном лице сделала прекрасный доклад и проанализировала творчество 26 поэтов. Это был личный взгляд исследователя, который полагался на логический ум, развитый в неустанном труде учёного, и хорошую интуицию, вдохновлённого поэта-женщины, чувствовавшей каждую поэтическую строку своей душой. Но здесь ещё была и изюминка – личный взгляд через современную поэзию на тему «Философия в поэзии». В докладе основной линией шёл анализ стихов молодых поэтов, которые ищут новые пути самовыражения, базируясь на реалиях постиндустриальной эпохи, новейших информационных технологиях. Приведу пример из текста.
Валентина Павлова: «Слово, единственное, как электронный адрес: ошибся буковкой – не дождёшься письма. Всё прочее литература: игра в «тетрис», ловкость сердца, бодибилдинг ума». И тут же Ольга цитировала великих, как учителей русского слова. Плюрализм мнений и норм («Сердце русского народа без поэта», «Спой Есенин» В. Ломакин, стихи Ю.Гуголева). Интересным фактом в докладе было то, что один из ведущих российских литературоведов И. Шайтанов склонен рассматривать стихи поэтов-постмодернистов с точки зрения текста, уточняя, что «стихи – это то, что требует голос, а тексты – немы. Они для чтения, даже не вслух, а глазами».
Не один раз докладчица оговаривалась, что такая тема о философии поэзии требует большего времени и большего внимания. Отмечена была и москвичка Ирина Горюнова, с которой многим «росовцам» довелось встретиться воочию, с творчеством, которой мы хорошо знакомы. Вот так изложила свои мысли Мурашко-Лофицкая: «Отличительной особенностью творчества современных поэтов является опора на культурные аллюзии (М.Галина, И.Горюнова, А.Бауман, А.Алёхин и др.)».
Конечно, мне так хочется много сказать о своих чувствах и новых мыслях. Ведь я закончила литфак пединститута. Я сидела и слушала преподавателя – вибрации голоса, манера чтения, отмечая безоценочную позицию лектора, и временами уносилась в студенчество. Понимала я и преимущество педагогов всех рангов в настоящем времени – большая информационная раскрепощённость, когда можно на многие необходимые вещи пролить очень профессиональный свет. Любит Ольга Юрьевна свою учёную деятельность. Светились глаза её, приветливая улыбка, лёгкость в общении и простота. И лились, лились строки из её научного труда. «В качестве яркого примера можно рассмотреть стихотворение Андрея Баумана «21 век», которое воедино объединяет в себе культовые понятия не только российской культуры и словесности, но и обращается к эпизодам мировой истории, известным своей неоднозначностью. Так же и вневременное классическое - «поэтом можешь ты не быть», с которым ассоциируется та часть творчества А.Баумана, где он воскрешает традиции гражданской ответственности поэта за судьбу Родины.
«Во дни сомнений во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины словно тёмную воду я пью помутившийся ворованный воздух мылкость в лёгких необыкновенная моё дыхание уже легло на стёкла заблудившихся трамваев и я стою как Пирр во время чумы и слежу полёт шмеля над гнездом кукушки и чувствую себя чайкой по имени Дядя Ваня выпавшей из дворянского гнезда в вишнёвом саду расходящихся тропок…»
Писать только портить… Так я перефразирую сейчас слова Ольги Юрьевны. Действительно, нужно видеть и слышать и не один раз её выступления и соприкоснуться с миром учёного, с «новыми ветрами» в поэзии.
Завершилась встреча с Ольгой Лофицкой, поэтом и ученым. Мы взяли с полок её книжечки со стихами. Попросили подарить с автографом. И прочитать. Мне запомнилось это стихотворение.
Ветром книгу растрепало, Улетевшая страница, По траве покувыркавшись, Превратилась в самолёт, А быть может лёгкой птицей С алфавитным опереньем А быть может парапланом Вдаль её сейчас несёт. Тихо было всё и гладко, Без ошибок и изъянов. Нумерация в порядке, В коленкоре переплёт. Разрушитель скучных планов Есть один на свете – ветер, И оторванной страницей Вдаль тебя сейчас несёт.