Стремительный полет хрупкой снежинки

Дата: 9 Ноября 2016 Автор: Виктор Верин

После просмотра спектакля  П. Сафонова «Пять вечеров»
по пьесе А. Володина в Московском областном государственном ТЮЗе
 
   

     То ли жизнь так быстро проносится мимо нас, что мы не успеваем даже собраться с силами для совершения поступка, для осуществления своей мечты… То ли мы так быстро бежим по жизни, ничего не замечая, теряя самое важное, самое дорогое, то, ради чего и живем…  Бег времени неумолим…

     Но еще можно, хотя бы на какое-то время, вернуться в тот город, где все начиналось, где казалось, что мир будет у твоих ног, где ты любил и был любим…

        Ильин (Алексей Рыжков) возвращается в Питер. Его жизнь, как и великий город, занесло снегом, снегом времени и несбывшихся надежд. Но город можно очистить от снежных завалов, взяв в руки лопату. А как быть с самим собой? Кто поможет расчистить горы сомнений, неуверенности в себе, в правильности своих поступков, в праве на любовь? Город… Город его юности. Город его первой любви. Город, где живут его друзья, где живут его воспоминания. Ильин еще полон сил. Где-то глубоко в его душе теплиться робкий огонек надежды на чудо, на то, что любовь неподвластна ни времени, ни расстоянию. Но он еле тлеет… Разгорится ли? Погаснет ли?

     

   И он идет к Зое (Анастасия Дворецкая), квартира которой напротив того дома, куда бы он хотел пойти, где он наделся найти утраченную любовь. Но надежда все еще только теплиться в его груди. Стоит ли ворошить прошлое? Зачем? Ведь есть настоящее. Есть Зоя - еще молодая, красивая, истосковавшаяся по ласке женщина. Вот она, здесь, рядом. Она готова подарить свою любовь. Она готова броситься за ним в любой омут. Жить  с ней будет легко и приятно.

        Но что там за окном? Снег…Фонарь… Дом…Дома ли она? Помнит ли его?  А огонек уже не тлеет, он разгорается, он охватывает его сердце пожаром. Сдержать себя. Перегореть. Пусть растают чувства как снежинка на ладони. Ведь они так хрупки. Их так легко погубить. Нужно всего лишь остаться на месте. Подождать. Ничего и делать-то не придется. Просто подождать… Пусть растает любовь как снежинка и стечет скупой мужской слезой… Или пусть завалит снегом эту снежинку, чтобы потерялась она, чтобы растоптать ее. Снежинок много. Чем хуже та же Зоя?.. Чем? Чем можно объяснить, что за все эти долгие годы, пройдя сквозь многие бури и снегопады, он сумел сохранить ту единственную снежинку? Почему она не растаяла? Почему она не затерялась? 

             Он просто посмотрит, просто убедится в том, что ничего нет, что жизнь пронеслась мимо, оставив лишь следы в его душе. Просто посмотрит…


 


     А в той квартире, что в доме напротив, одинокая женщина коротает вечер в ожидании племянника. Тамара (Нонна Гришаева) убеждена в том, что все в ее жизни уже случилось… Точнее, ничего не случилось. Не случилось большой настоящей любви, не случилось простого женского счастья, своей семьи. Поэтому, весь смысл ее жизни заключается в работе и воспитании племянника. Отсюда и некая ее отрешенность. В отличии от Зои, она не стремится что-то изменить в лучшую сторону для себя. Некая жертвенность, столь характерная для русских женщин. О таких говорят, что поставила крест на себе, решив посвятить свою жизнь другим.  Другим… Если уж не случилось посвятить ее одному единственному, любимому человеку. И, вдруг, он постучался в дверь…

           

       Что испытала Тамара, увидев у себя в коммунальной квартире Ильина? Какие чувства овладели ею? Она пытается оставаться по-прежнему сдержанной, независимой, строгой по отношению к себе и окружающим, но в ее речи, в ее движениях, в выражении лица уже улавливаются  какие-то изменения. Словно сердце выпутывается из плена и заставляет кровь бежать быстрее, согревая, оттаивая, оживляя душу, вселяя в нее надежду, веру в чудо, в счастье.

    Мир любви хрупок и неповторим в каждом случае. Летит к земле кружится снежинка, не ведая, куда ее отнесет ветер – то ли растает она, коснувшись земли, то ли будет жить всю зиму… И у каждой снежинки свой удивительный узор. Сложный. Порой, причудливый, который не придумать самому изысканному художнику. Так и развитие отношений Тамары с Ильиным невозможно предсказать. Пять вечеров. Всего лишь пять вечеров. Смогут ли они что-то изменить? Смогут ли помочь вернуться в то время, когда они были счастливы? Нет. К сожалению, время идет только вперед...

             Только вперед предстоит идти по жизни и молодому послевоенному поколению, которому еще неведомы горечь утрат и расставаний. Слава (Илья Ильиных), племянник Тамары, студент того самого Технологического института, из которого когда-то отчислили Ильина.  Славе привычно, что весь мир для него, что это ему принадлежит жизнь. А тетя Тома? Так она была всегда. Она всегда рядом. Для того чтобы помогать ему, чтобы заботиться о нем. Впрочем, как и все остальные. И просто смешно, что этот огромный Ильин, непонятно откуда свалившийся на их голову, вроде как проявляет знаки внимания к тете Томе. Какая любовь  может быть у них? У них, у которых уже вся жизнь позади… 

       

  А тут еще познакомился шутки ради с девчонкой Катей (Людмила Мунирова), работающей на переговорном. Простая девчонка. Как все… Но почему же тогда ему так хочется видеть ее?.. Почему на фоне развитие его отношений с Катей, ему становятся понятнее отношения Тамары и Ильина? Может быть, потому, что к нему пришла любовь? Любовь, оказывается, невозможно описать словами, ее невозможно понять, а только почувствовать… А понять можно то, что любовь способна творить чудеса. Она может изменить человека, заставить совершать поступки, помочь услышать другого человека, увидеть красоту человеческих отношений.

       Но если невозможно повернуть время вспять, то можно попробовать начать все сначала. Хотя и начинать-то ничего не надо, потому что зародившиеся 15 лет назад чувства, пережили разлуку…
     

      Но как хочется предстать перед любимой женщиной победителем, чтобы она могла гордиться, восхищаться тобой. Пусть думает, что Ильин достиг в жизни высот, став главным инженером крупного химического комбината… Сказал… Зачем? Устыдился того, что работает шофером на Севере? Усомнился в ней?  В том, что она любит его самого, а не его должность и благополучие? Так нужен ли ты ей такой?  Нет. Потому что ты в себе запутался. Показалось, что жизнь промотал. Не оправдал возлагаемых на него надежд. Своих надежд не оправдал. Вот и выдал желаемое за действительное. Но стоит ли оно того, что было  в жизни на самом деле? Как ответить самому себе на все эти вопросы? Кто может помочь найти верное решение, от которого зависит и его дальнейшая жизнь, и жизнь Тамары? Кто?

     А огонек в душе затрепетал, словно подбросили в костерок сырое полено, заметался из стороны в сторону. И большой, сильный человек обессилено уронил голову на стол в привокзальном кафе. Окунуться в воспоминания. Насладиться горечью выпитой водки и осознанием того, что все лучшее уже в прошлом. Было… Было…

         Но здесь есть девочка Катя, которая своей непосредственностью и бескомпромиссностью просто обречена спасти любовь, помочь Ильину найти в себе силы стать самим собой. Не старый друг Тимофеев (Михаил Дорожкин), чью должность себе присвоил в разговоре Ильин, а почти незнакомая девчонка, почувствовавшая тепло настоящей любви.  А что  ж Тимофеев? Вот он вроде бы достиг успехов на карьерной лестнице. Но счастлив ли он? Не завидует ли он Ильину, который смеет совершать поступки? Смеет любить… Каково это? Каково сбросить с себя привычные одежды условностей и повседневного быта, прислушаться к биению своего сердца и поступить вопреки голосу разума? Как решиться на такое…

        А можно ли решиться быть самим собой? Как решиться сказать: «Если я не ошибаюсь, вам взбрело в голову, что я, так сказать, неудачник. Увы, я лично этого не нахожу. Считаю себя полезным членом общества. И, кстати сказать, более полезным, чем вы все, вместе взятые. Так что учтите, друзья, ради вашего удовольствия прикидываться лучше, чем я есть на самом деле, я не собираюсь. Человек должен всегда оставаться самим собой. Самая выгодная позиция. Да, однажды наступает время, когда тянет на родимые места, к старым друзьям. Не получилось? Тем лучше. Запомните: я свободный, веселый и счастливый человек. И еще буду счастлив разнообразно и по разным поводам».

     

 Одним словом, как сказанным так и не сказанным, порой можно изменить жизнь. К словам же нас сподвигают не только и не столько разум, сколько чувства. Эмоции — это непосредственное, временное переживание - восхищение, возмущение и прочее. Это проявление субъективного отношения к окружающей действительности.  Александр Сергеевич Пушкин стремился к пробуждению чувств: «Чувства добрые я лирой пробуждал…». Высшие чувства присущи только человеку и связаны с его  личностью, с его отношение к людям, к общественным процессам, к жизни. То есть, оперируя к чувствам, мы стремимся не к тому, понравилось или не понравилось, а  к тому, чтобы вызвать, гнев, любовь, ненависть, чувство справедливости, чувство прекрасного и прочее. Пробуждение чувств свойственно и драматургическому искусству вообще и постановке по пьесе А. Володина «Пять вечеров» в частности.

         Жизнь подобна  рисунку  углем по снегу – вот он есть, мы только что его почти нарисовали, но через миг его уже нет - либо ветром развеяло, либо новым снегом занесло, либо растаял вместе со снегом. Всего лишь миг. Целый миг. Целая жизнь. «Ой, только бы войны не было!»
 
          Зритель должен прочувствовать метафору в результате сценического действия, создающего определенную атмосферу через ненавязчивые аллюзии, через актерские образы, как результат  драматического произведения, а не как искусственно абстрагированные обстоятельства. Притчивость, надземность, метафора бега по жизни и снежной хрупкости отношений  являются лейтмотивом этого спектакля. 

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход