Философия - начало начал

Дата: 1 Ноября 2016 Автор: Корсаков Виктор

Всякая разумная, сознательная человеческая деятельность заключает в себе подразумеваемое утверждение скрытой цели человеческого бытия, молчаливое признание того, что это бытие имеет положительный смысл и цель для меня или для других - цель, достойную желания. Без такой цели бессмысленна жизнь всех и каждого, бессмысленна история, бессмысленен самый наш разум, как случай всеобщей бессмыслицы и как одно из средств для поддержания нашего бессмысленного существования.
Кн. С. Трубецкой, Учение о Логосе. (1)

Философия - начало начал, импульс движущих сил хода и содержания истории, мощь неизымаемого Единства Жизни, исток и цель России. Конечно, это не единственная суть, но такая составляющая Единства бесконечного многообразия жизни России, без которой это Единство рассыпается в прах ... Именно здесь то, ради чего все и без чего все - ничто!

«Словесность наша явилась вдруг», - так заметил и не мог иначе заметить Пушкин (2). Все историки подтверждают Пушкина.

«Появление русской литературы Х-Х1 века «дивлению подобно». Перед нами как бы сразу произведения литературы зрелой и совершенной, сложной и глубокой по содержанию, свидетельствующей о развитом национальном и историческом самосознании».

«Необычайная широта космологических, природоведческих и земледельческих представлений; повествования о сотворение Вселенной, Земли и человека, о частях света, свойствах растений животных, о расселении людей по Земле, о будущих судьбах Земли; жития и жизнеописания, разнообразные «хождения» и «видения» - вот беглый и абстрактный перечень тем «вдруг» возникшей словесности.

Но самое, пожалуй, «дивное диво» это то, что одно из самых ранних дошедших до нас непереводных литературных произведений Древней Руси называлось «Речь Философа», составленная неизвестным автором, которой наставляли Владимира Святославовича и которая искусно и сжато пересказывала библейскую историю человечества вплоть до деяний Иисуса Христа и его апостолов». (3)

«Речь Философа» - то с чего началось крещение Руси, с чего началась и сама Русь. «В этом смысле Славяне русские могут про себя сказать, что они единственный в мире христианский народ: «Русь Святая». Но это надо понимать, конечно, не в смысле хвалебном а в чисто историческом с принятия христианства, это - народ русский. Русь себя опознала лишь, когда в ней воссиял крест Господень: от того она и зовется «Святой»; а не потому, чтобы была свята паче других стран своими христианскими подвигами; и не потому она народ христианский «по преимуществу», что она реализовала более других народов христианские добродетели. Это по тому, что в ней все так тесно связано с христианством, что даже ее недостатки суть извращения христианских добродетелей, а не просто следы еще не пережитого язычества: тогда как у других народов, сложившихся в культурной тип раньше восприятия христианского просвещения, многие почитаемые ими достоинства далеко не христианского свойства...».(4)

«Речь Философа» - неизымаемая веха явления Руси. И это очень знаменательно и символично даже в самом названии. Такое название не случайно, и глубоко содержательно: с этой «Речи» началось христианство Руси со всеми необъятно-многообразными последствиями, но сама-то Речь - «Речь Философа»!

Не умаляя (что и невозможно!) христианства, следует заметить и учесть слово «Философия»!  Тут-то все было в неслиянном Единстве Веры и Философии!  И было это осознанно, ибо означено Словом! И слово это — «Философия». Архимандрит Гавриил в своей «Истории философии» в шестой части, носящей название «Русская философия» доказательно и четко обозначил указанное Единство: «в душе истинного философа религия и философия соединены совершенно. Они существуют, не смешиваясь, и различаются, не уничтожая себя взаимно». (5)

Считаю своим долгом «прочертить прямую» от «Речи Философа» до современной Русской Философии, увенчанной Методом индивидуально-всеобщего познания и творчества. Да, Философия обрела предмет, метод и цель. И этим результируется тысячелетняя история России, открывается доселе скрытая цель и смысл. Но все это постигается через Философию!.. И сама эта Философия постигается через себя саму...

В какой-то мере возможно постигать сферы искусства, науки, истории, виды и формы промышленной и любой другой деятельности, но в живой полноте без этой Философии ничто не постижимо. А самое удивительное, без этой Философии, мы остаемся духовными импотентами, живем и умираем, так и не являем полноту себя, не являем себя собой, т.е. живем частично или вовсе не живем, а пребываем в жизни...

Не только Русь начиналась с... Философии, но и каждый вполне живой начинается с ... Философии, особенно в нашу эпоху, ибо у нас нет иной возможности в нашу современность «вписать себя всего в Жизнь», так «вписать», чтобы сбылись слова Поэта: «Все во мне и я во всем».

Сказанное мной обязывает меня тут же изложить суть Философии.

Предмет Философии - Единство бескочно-многообразного индивидуально-всеобщего познания и творчества. Метод индивидуально-всеобщего познания и творчества. Цель -постижение и умножение, созидание предмета Философии.

Но Метод - чем постигается предмет и достигается цель - не готов. Точнее говоря, Метод «готов» настолько, что ни оставляет беспомощного без помощи, но настолько «не готов», что не подавляет духовной самодеятельности, не мертвит живую жизнь нашего духа, не уничтожает того, ради чего все и без чего все - ничто! Достраивая, готовя этот Метод, мы «достраиваем» себя в полноте самоявленности себя собой, готовим себя развитыми исследователями и творцами, ведающими, что творим! И надо признать, что мы не готовы понять доселе сказанное, нам понять нечем!..

Вообще, до «приготовления» этого Метода, мы вне современной Философии, вне свободы, творчества любви. Современная Философия - путь свободы, творчества, любви, ибо впитала в себя мудрость веков!.. Конечно, тысячелетия познания и творчества даруют нам благо, но благо это требует и наших усилий. Правда, здесь трата сил становится прибытком сил иным путем не получаемых!..

Итак, пройдем еще раз уже пройденное ...

Молитва.

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится и плачется,
И так легко, легко...
                                                     Лермонтов М. Ю.


Тяжелы мне думы-Сладостна молитва!
А. В. Кольцов (6)

Философия - «люблю мудрость», любомудрие, как однословно переводят (7). Конечно и здесь - только в переводе - светится безмерно ценное для каждого человека!.. Но минули тысячелетия, пока Философия обрела свой предмет, метод и цель.

Предмет - Единство бесконечно-многообразного индивидуально-всеобщего познания и творчества.

Метод - индивидуально-всеобщего познания и творчества, индивидуально-всеобщий Метода познания и творчества.

Цель - постижение и созидание Единства бесконечно-многообразного индивидуально-всеобщего познания и творчества.

Выявляя и созидая предмет Философии, идя свободно к ее цели, я творю себя собой, озаряя округ себя мир светом свободы, творчества, любви! «Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное». (8)

Трудом души своей человек восходит к духовному. Не без молитв!.. Но и не без Метода. Метод -начало всех начал - «достраивается» так: оперируем тремя словами - исследование, развитие, творчество.

Исследуем исследование, развитие, творчество.

Развиваем исследование, развитие, творчество.

Творим исследование, развитие, творчество.

Но как?! Сколь можем (для первого раза!), углубляемся в этимологию - первородность слова. Прослеживаем в истории перемены его значений, пытаемся обзорно уловить современное употребление взятого слова. Это первое для слов «исследование», «развитие», «творчество». Далее проделываем то же самое с ближайшими словами: Метод, Философия, Любовь, Мудрость - и с другими, о которые «споткнемся». И третье - выходим на простор свободы, творчества, любви! Все это нынче нужно всем, во всем и всегда для безвредной пользы. Для этой плодотворности требуется только умение читать и писать.

Здесь, подобно игре на музыкальном инструменте: от первых трудно извлекаемых звуков, через усвоение чужих мелодий, до свободной импровизации труден путь.
Уходя от привычного, мы вовсе не уходим от Жизни, а наоборот: уйдя, возвращаемся обогащенными этим «уходом»! Мы ведь так и действуем, но не сознаем этого... Реальность индивидуально-всеобщего познания и творчества - не роскошь жизни, а сама Жизнь! Здесь и возникает то, ради чего все и без чего все - ничто! Пытаться перечислить то, что может дать этот Метод - все равно, что по капле вычерпать океан ... Не верите? Проверьте!

Без применения этого Метода любые его объяснения недостаточны, а применения этого Метода делает их излишними.

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух!..
И Опыт - сын ошибок трудных
И Гений - парадоксов друг. (9)

Пушкин вдохновенно предвидел великолепие, грядущего, которое уже грянуло! Но «просвещенья дух», Опыт, Гений невозможны без Философии - высшей духовности. Готовя этот Метод, мы готовим себя исследователями, развитыми творцами. Готовим и... Слово, возвышая его до Понятия, без которого нам нечем понять! Готовим и сам этот «инструмент» познания и творчества Единства бесконечного многообразия.

Не в рудниках и скважинах источник человеческой энергии и вообще благополучия, а в нашей духовности. На пути к себе избегаем беспутья. Идя к себе - приходим друг к другу. Непочатый край всякого богатства - наша духовность.

Вопреки утверждениям современных ученых о невозможности реализовать свою потенцию более 2%, мы реализуем    всю полноту (10) всех наших свойств духа, которую открывает нам Философия. Готовя всего человека ко всему, «делая» его цельнодействующим. Воплощая слова Ф. И. Тютчева: «Все во мне и я во всем». (11)
Говоря вообще, философия, не готовя к определенной профессии, готовит к любой, даже к той, которой пока нет...

Реализуется девиз: профессия - это я, я - профессия.

В этой небывалой новизне, которая превзойдет все наши лучшие ожидания, желания и мечты, осуществляется полнота Человечности на благо отдельного человека и всего Человечества.
Убежден, без этого Метода быть современным современником и плодотворно прожить нельзя.

«Речь Философа», увенчанная Методом индивидуально-всеобщего познания и творчества обрамляет практически необъятно-непостижимое тысячелетие   Русской Философии.
Устремленность к этой Необъятности и «делает» русского русским, пробуждая и реализуя иначе нереализуемые потенции, позволяя ощутить полноту Жизни через такую самореализацию и внести свою лепту в великие и великолепные дары России человечеству. Так раскрывается скрытая цель личности и нации, цель, достойная желания. Но все это не столько понимается, сколько созидается самим творцом уже ведающим, что он творит.

Русская Философия изначально Речь Философа «вплетена» в живую реальность Жизни, а поэтому так трудно выявляется - как «не выявляется» воздух из воздуха, которым дышит живая тварь. И только предлагаемый Метод позволяет выявить «кислород живой жизни» и оправдать тысячелетие труда и мук!

Метод мною предлагаемый, смею надеяться и верить, представлен в достаточной полноте, чтобы и мне самому выйти на Всеединый путь свободы, творчества, любви.
Но нет Философии - вне Философии! Нет Жизни - вне Жизни! Нет моего Я - вне меня ... А «где»! Я и «каков» Я - ведомо только мне и Всесоздателю Богу.
«Понятие судьбы ... сегодня на западе, склонном к голому формальному методу, мало популярно (uncomfortable). В христианском преломлении, судьба не слепой рок, она предполагает высший смысл, таинственную синергию (сотрудничество) между велением Божьим и волей человека, свободное исполнение человеком Божьего замысла», - пишет Никита Струве в своей книге, которую он мне подарил с этой фразой, так подкрепляющей мои искания уже восемь лет! (12)

От «голого формального метода» необходимо перейти к предлагаемому мной Методу, а иначе нет выхода на Путь свободы, творчества, любви. Сегодня особо ценно добытое Философией вообще и русской - в особенности.

Тысяча лет России раскроется нам из нашего сегодня, из недавней и ...давней Истории России, Истории великих предков! И, слава Богу, злодеяния злодеев предаются поруганию и все ярче и сердечнее оцениваются подвиги подвижников!

«С некоторого времени мы открываем собственную Америку. Эта Америка - наше прошлое и притом очень недавнее. Есть люди, которые даже утверждают, что это совсем и не прошлое, а просто-напросто настоящее, ради чувства деликатности рассказывающее о себе в прошлом времени», - так великий русский философ более ста лет до нас понимал открытие нами «собственной Америки» (13)

Теперь ясно (кому ясно!), что не успели мы открыть эту Америку, как ее «закрыли» советисты, не без нашего на то позволения!.. Закрыли и от нас и от остальных народов Мира. Закрыли почти на сто лет. И если мы не откроем России и нынче - не откроем для себя и Мира - то Россия исчезнет вообще. Может быть останется номинально, как остались, когда-то великие, Греция, Рим и другие державы ... Так как тогда и сами-то русские останутся только номинально, а не реально.

Единый Бог!
Едина Человечность!
И Единение Земли Небес-
Рождает гармоническую
Вечность
Повсюду: и теперь и здесь!

«Удвоение (раздвоение) - это очень старый атрибут дьявола.
Гейзенберг В. (Диалектика развития
Научного знания. М, 1982, 224).

«Речь философа» знаменует рождение ... России, означает появление небывалой доселе Державы, означает побудительную и движущую мощь этой Державы, ибо в ней таится более чем принятие Христианства!..

Пора признать, что любое религиозное направление - великая сила единения, но единение единоверующих. И только Философия может не иметь какого-либо «обрамления», особенно если это - Философия Всеединства, которую выработала русская философия, как бы реализуя... «Речь Философа»!

Вторя древним, скажу: это «диво дивное, дивлению подобно» - наша наиреальнейшая реальность, то, ради чего все и без чего все - ничто!
Тысяча лет Истории России «затрачено» на этот результат, но этот результат стоит того, ибо в нем сосредоточены плоды и дары России Человечеству. Философия Всеединства не была, не есть и не может быть выражена какой-либо формулой, ибо всякое определение - это ведь и предопределение, но эта Философия и не просто «досужее размышление»... Здесь, для желающих, я укажу пока только два источника этой Философии. (14)

Суть этой Философии созидается тем, кто желает быть современным современником. На предыдущих страницах, по-моему, я достаточно дал то, что нужно для реализации этого желания. И указанные мной всего-то две книги - не предел, но опять же, для начала достаточно.

«Познавать прошлое вне настоящего, в отрыве от настоящего столь же невозможно, сколь невозможно познавать мир объективный без самопознания и без познания в нем себя, его познающего», - верно утверждает Карсавин (14, 277.) Наша душа в познании и творчестве действует избирательно, а иначе она вне сферы познания и творчества. «Из «влияющего» на нее она берет и делает своим лишь то, в чем ей легче и «способнее» себя выражать. Так в читаемой мной книге я воспринимаю лишь то, что «родственно» моим мыслям и настроениям; собственно говоря, я не читаю ее, а, побуждаемый ею, раскрываю в ней себя», - так наглядно Карсавин поясняет сложный акт познания и творчества (14, 295.)
Говоря вообще, мы из всего «делаем себя». И это очень правильно, ибо самое главное для всех и каждого - «готовить всего себя для всего». Не «профессионально», а готовить себя всем собой! А это и позволяет Философия Всеединства, которая начинается Методом индивидуально-всеобщего познания и творчества. Никакая другая форма нашей деятельности не дает нам такой возможности!

Смею утверждать, что все это таилось в «Речи Философа», таилось, но не открылось: не открылось тогда - тысячу лет до нас ... «В истории Человечества время жатвы наступает не скоро; сотни лет нужны для того, чтобы созрели и достигли полного расцвета те семена, которые были посеяны, иногда бессознательно и незаметно для современников», - таковы наблюдения финско-русского историка Форстена. (15)

Достаточно трезво - материалистически настроенный Вернадский В. И., вынужден был самим научным познанием признавать «мистический элемент», без которого нет философии, нет науки ... «Совершенно так же, как... нет философии без ... самоуглубления, без логического обоснования языка и без ... мистического элемента, так нет науки без научного метода ...».(16)
Разумеется, кому разумеется, что таким методом не может быть «голый формальный метод» (12,5), но только Метод Философии Всеединства - индивидуально-всеобщий Метод познания и творчества!

«Долгие годы атеистической пропаганды сделали  свое дело - сейчас мы склонны видеть в собственной  истории действие причин хозяйственных, военных и политических, почти не отдавая себе отчета в том, что все  они - только следствия духовного состояния общества, порывов обуреваемой страстями души человеческой»
Иоанн - митрополит Санкт-Петербургской и Ладожской (17.)

Поистине, эта атеистическая пропаганда - духовное ослепление... Великий индус - Рабиндранат Тагер - четко обозначил таких пропагандистов: «Они дали нам очки, но отняли у нас зрение». (18)
Прозрение наше - в истоках Истории России: в том, что было изначально в самом возникновении нашей Родины! А было в этих истоках казалось бы всем известное: призыв Варягов, принятие письменности и Христианства. Обо всех этих великих по значимости событиях сказано много, но многое ли понято?!

О призыве Варягов упомяну пока только Владимира Соловьева - лекцию «Русская идея» (19.) «Действительно, когда я думаю о пророческих лучах великого будущего, озарявших первые шаги нашей истории, когда я вспоминаю о благородном и мудром акте национального самоотречения, создавшем более тысячи лет тому назад русское государство в дни, когда наши предки, видя недоступность туземных элементов для организации общественного порядка, по своей доброй воле и по зрелом размышлении призвали к власти скандинавских князей ... А после столь оригинального установления ... не менее замечательное водворение Христианства ... И вот, вспоминая все это, говоришь себе: сколь велико и прекрасно должно быть в своем конечном осуществлении национальное дело», - так сто лет до нас наш философ думал о России... Да, благородный и мудрый акт национального самоотречения - призыв на Русь Варягов! Принятие письменности - ведь тоже сродни этому акту! Но принятие Христианства вне всякого сравнения по сути своей и по своим последствиям: заря негасимая, свет невечерний, сияние Вечного Самодержавия Духа! «Речь Философа» ознаменовала то, что «Русь себя опознала лишь когда в ней воссиял крест Господен: от того она и зовется «Святая»(4.) И этот Свет хотели погасить советисты!... Только этого не могло случиться и, слава Богу, не случилось! Свет этот - Свет Духа Святого и не таких сил, которые могли бы его погасить!

Триединые силы - окромя Всеобъемлющей и ничем не объяснимой Силы Всесоздателя -триединство сил заметно в истоках и в ходе Истории России: святые, святители и просветители; князья, цари, императоры и, конечно, сам народ русский. Это триединство было, есть и пробудет как Великое Единство бесконечного многообразия, которое и является Предметом познания и созидания Философии Всеединства.

Все это требует основательного и подробного рассмотрения. Я дал только контуры, схемы ... Но моя цель не в детальном изложении Истории России и Философии Всеединства. Цель моя - то, что мне по силам и возможностям, т.е. привлечь внимание к современному рассмотрению современности и оказать посильную помощь желающим всмотреться в себя и в Жизнь.
Л. Н. Толстой утверждал: «говорить необъятное есть высшее искусство» (20.) Не претендуя «объять необъятное», я имею цель дать Метод, который любому желающему поможет войти в эту необъятность и действовать в ней на радость себе и людям.

«Повторение - мать учения». Но, говоря  гнусным языком депутата, не повторение, а  претворение - мать учения. Слушая эту  «мать учения», я решил претворить свое повторение.
Внутренне я уподобился тому оратору,  который возопил: «Во глупые люди! Два часа им объяснял, сам уже понял, а они все еще не понимают!» А я и сам еще не понял, поэтому и ... повторяюсь, авось пойму! Ведь только силясь другим объяснить, начинаешь сам понимать, то, что хотелось бы объяснить... Оглупляя других, не худо бы спросить себя: а не дурак ли ты сам?!
Так или иначе, но читатели без меня обойдутся, а вот мне без них - никак.

«Удвоение (раздвоение) - это очень старый атрибут дьявола», - писал физик Гейзенберг и хорошо писал. (21)

Как-то во Фрайбурге в 1992 году во мне «прозвучало» такое стихотворение:

Единый Бог!
Едина Человечность!
И Единение Земли Небес-
Рождает гармоническую Вечность
Повсюду: и теперь, и здесь!

Все, казалось бы, удивительно просто, но очень не просто понять это простое! Конечно, старый «атрибут дьявола» смущает... Как Все - Вселенную, Землю и все что на ней -воспринимать как одно?! Сказать-то легко, а на деле и по-честному?...

Можно, конечно, на «все это» махнуть рукой ... Но обесценивая Духовность, мы обесцениваем себя, опустошаем себя, «заживо мертвеем». И тогда «Мертвые души» Гоголя перестают быть метафорой ... А на деле, в самой Жизни Духовное самоценно!

Итак, Мир Един! И в этом необъяно-великолепном Единстве, каждый человек - как одно целое в этом Единстве бесконечного многообразия. И очень опасно поддаваться уловкам дьявола
Так ведь даже не одной религии!... А Бог-то один! Вот я и утверждаю: только Философия Всеединства таит реальную возможность Всеобщего Единения Человечества. И эту Философию создавала Россия, как бы реализуя символ «Речи Философа».

Не сводя всю Историю и Жизни России - ведь ничто ни к чему не сводится, окромя себя! - к Философии, не могу отрицать факта того, что названо «Речь Философа». И чем внимательнее десятки лет всматриваясь в этот факт, тем яснее вижу одно из великих предназначений России в Философии. Но эту Философию недопустимо выявлять и определять предвзято - с позиций уже созданных ... философией. Все эти философии не определяют Русской Философии, а предопределяют, т.е. предписывают заранее результат исследования, т.е. утверждают нелепости!
Русская Философия с момента «Речи Философа» была живой пульсацией духовности всех племен и народов территории России за тысячу лет.
Сотни племен и наций тысячу лет сознательно и неосознанно вносили свою лепту в эту Философию через все формы духовной деятельности - песни, сказы, поговорки, пословицы, анекдоты, публицистику, художественную литературу, театр и другие любые формы искусства, Гораздо позже, где-то с конца 18 века и начала 19-го начинали возникать и специально философские произведения, часто «стыдливо озираясь» на западных «спецов философии». Но Единая нить Русской Философии никогда не рвалась и в конце 19-го века все более и более «синтезировалась»   в   Философию   Всеединства,   которая   нынче   обрела   адекватный   Метод индивидуально-всеобщего познания и творчества. Метод венчает тысячелетие искания Русской Философии и отныне эта Философия - один из ценнейших даров России Человечеству.

Все сказанное любой желающий может выявить из Истории Жизни России. Только непременным условием живой объективности такого «выявления» является Метод этой Философии. Как без усвоения «Метода» Д. И. Менделеева не постигнуть современной химии, так не постигнуть современной Философии без указанного Метода.
Этот Метод «объясняет» и себя, и все другое: все, что касается Духовности всего Человечества. Таков этот Метод.

Ключевский В. О., который знал и любил Россию, в первых числах января (до 7 января) 1905 года писал: «России больше нет: остались только русские». (22)
Но даже, когда и русских ... не останется, останется Русская Философия, которая «вспыхнула» тысячу лет назад и фактически означена в названии «Речь Философа» и которая сияла всю эту тысячу лет - эта Философия будет сиять в Человечестве и тогда, когда ... и русских не будет. И через эту Философию будет светиться Святая Русь!
Грустно и больно обрывать эту тему... Утешаюсь, если Господи позволит, вернуться и продолжить менее спешно, чем писал эти этюды.
Дай-то Бог!

БИБЛИОГРАФИЯ
1.         Кн. С. Трубецкой, Учение о Логосе. М., 1900.
2.         Пушкин А.С. Л. 1978, VII, 156.
3.         История русской литературы Х1-ХХ веков. М, 1983, 11.
4.         Д. X. Православие. М. 1907. 23.
5.         Очерки истории русской философии. Свердловск. 1991, 5.
6.         Цит. по - Белинский В. Соч., М., 1883, ч. 4, 104
7.         Каменский З.А. Московский кружок любомудров. М., 1980.
8.         Евангелие, 1-е Коринф нам, 15,46.
9.         См. М.П. Алексеев. Пушкин. М. 1984, 95 и 81.
10.       Культурный прогресс: философские проблемы. М., 1984, 161.
11.       Тютчев Ф. Соч. М., 1980, 1,81.
12.       Никита Струве Осип Мандельштам. Лондон 1990, 5.
13.       М.Е. Салтыков-Щедрин Соч. М., 1970. IX, 385-386.
14.       Карсавин Л.П. Философия истории. СПб. 1993 г;
15.       Цит. по кн.: Кан А.С. Историк Форстен Г.В. и наука его времени. М., 1979,                          97.
16.       Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988, 52-53.
17.       Иоанн - митрополит СПб. и Ладожский. Самодержавие духа. СПб., 1994, 274.
18.       «Жизнь искусства», 1922, N2, с. 6.
19.       Владимир Соловьев. Русская Идея СПб., 1991, 38-41.
20.       Толстой Л.Н. Пес. М.-Л. 1928-1959, 48-49. с. 125.
21.       Цит. по кн.: Диалектика развития научного знания. М., 1982,224
22.       Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968,306.

 

Перейти в архив


Оценка (0.00) | Просмотров: (1753)

Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход