Взаимодействие школы и семьи в условиях развития современного образования

Дата: 25 Августа 2016 Автор: Бахарева Ирина

     Молодёжь в современном мире: гражданский, творческий и инновационный  потенциал: Материалы VII Всероссийской (заочной) научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных / Старооскольский филиал ФГБОУ ВО МГРИ-РГГРУ; ред. кол.: Г.В. Черезов, С.Л. Степкина, С.А. Рыбакова. – Старый Оскол: Изд-во РОСА, 2016. – 408 с. ISBN 978-5-905922-41-1

 В условиях развития современного образования основной целью, которая поставлена перед ним, является достижение высокой степени социализации подрастающего человека, воспитание нравственной, ответственной, творческой, инициативной, компетентной личности. Взаимодействие –непосредственное или опосредованноевлияние объектов (субъектов) в отношении друг друга, которое обеспечивает их обоюдную зависимость и связь и выступает как фактор  150 объединения. Можно выделить разнообразные типы этих связей: взаимная информация, согласование, общие действия, оказание помощи друг другу, применение сведений о ребенке, запрос одного специалиста к другому, взаимообучение.
     

      Семья является одним из важнейших социальных институтов в жизни  ребенка, так как именно там он постигает первые социальные роли, получает навыки поведения, принятые в обществе. По справедливому утверждению М.А. Мазаловой: «Влияние и роль семейного воспитания в становлении и развитии личности ребенка трудно переоценить, поскольку те качества, которые ребенок приобретает в условиях воспитания в семье, он сохраняет на всю последующую жизнь. Исторически сложилось так, что семья является главным институтом воспитания подрастающего поколения, и до настоящего времени семейное воспитание имеет приоритет по отношению к общественному в формировании нравственных качеств ребенка, развитии физической, эмоциональной, познавательной, волевой и других сфер личности» [2, с. 43]. Семья – значимый фактор развития, воспитания и социализации ребенка. Когда ребёнок поступает в школу, учебное заведение занимает одно из главных мест среди важнейших социальных институтов после семьи. Семья осуществляет свою функцию социализации вместе со школой. Взаимодействие семьи и школы считается одним из важнейших факторов успешного формирования гражданина России.

        При осуществлениисотрудничества семьи и школы нужно установить цель и педагогические условия этого взаимодействия, следование которым позволит увеличить его эффективность. Целью взаимодействия является вовлечение семьи в общую со школой социально-значимую деятельность, обеспечение понимания  и однонаправленных стремлений школы и семьи в формировании личности ребенка, его ценностных ориентаций и творческих возможностей. А.М. Новиков определяют педагогические условия как обстоятельства учебного и воспитательного процесса, обеспечивающие достижение установленных педагогических целей; условия, содействующие эффективному взаимодействию школы и семьи [3, c.68].

       Чтобы между школой и семьей сложились доверительные, понимающие,  полезные и результативныевзаимоотношения, их нужностроить по некоторым  принципам.
       Большое вниманиенужно придавать принципу соглашения, который  предполагает:
- совместные позиции школы и семьи в их представлениях о воспитании и его цели;
- договоренность двух сторон (школа – семья) об осуществлении школьной жизнедеятельности детей, об условиях взаимодействия этих двух сторон, о правах и обязанностях школы и семьи по отношению друг к другу.
    Осуществление данного принципа происходит при помощи метода договора. Принцип сопряжения предполагает установление взаимосвязи двух различных сфер жизни ребенка, семьи и школы, через выяснение их функций . Реализация принципа сопряжения осуществляется благодаря предложению по вопросу воспитания ребенка, которое высказывается и учителями, и родителями. 
      Принцип сопереживания обеспечивает: 

- благоприятное самочувствие партнеров;
- совместное выражение отношения к событиям в жизни школы и семьи;
- взаимоуважение, доверие и расположенность партнеров, которые организуют жизнедеятельность ребенка;
- избегание противоборства и конфликтов.

Цели и педагогические условия взаимодействия школы с семьей составляют важные структурные компоненты в организации взаимодействия. К средствам достижения назначенных целей относитсяподборка форм и способов взаимодействия. Ю.А. Генварева делит формы взаимодействия на индивидуальные и групповые.

Коллективные формы сотрудничества школы и семьи включают в себя:
 общие и классные родительские собрания, где происходит обсуждение насущных проблем классного и родительского коллективов;
 родительский лекторий, содействующий психологической и социально-педагогической компетентности родителей;
 тематические конференции, «круглые столы», диспуты и дискуссии, которые направлены на обмен опытом воспитания детей;
 вечера вопросов и ответов с вовлечением специалистов;
 дни открытых дверей для родителей, их визит в класс и присмотр за детьми в определенные периоды времени;
 презентации, подготовку которых осуществляют как педагоги, так и члены семьи;
 приглашение родителей принять участие в оформлении предметных газет, выставок работ обучающихся;
 оказание помощи со стороны родителей в организации и осуществлении внеклассной и внешкольной работы с обучающимися;
 вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком, организация его жизнедеятельности в коллективе.

К индивидуальным формам сотрудничества школы с родителями относятся:
 индивидуальные беседы с родителями и другими членами семьи, в ходе которых осуществляется создание программ и комплекса педагогических действий с конкретным ребенком;
 визит к семье для ознакомления с условиями жизни ребенка, проведение анкетирования членов семьи, создание социальной карты семьи, проверка жилищно-бытовых и воспитательных условий, консультирование по семейным проблемам и проблемам воспитания детей [1,с. 32].

И школа, и семья должны проявлять интерес к исследованию ребенка,  формированию у него наилучших качеств и свойств. Основу взаимодействия семьи и школы должны составлять принципы доверия и уважения, поддержки и взаимопомощи, терпения и терпимости в отношении друг друга. Это позволит педагогам и родителям соединить свои усилия в достижении условий для развития у ребенка качеств и свойств, необходимых для его самоопределения и самореализации, для решения проблем и самореабилитации в случае неудачи.

      К традиционной форме сотрудничества с родителями относится родительское собрание. Именно на родительских собраниях происходит сплочение учителей и родителей, приближение семьи к школе, определяются самые лучшие способы воспитательного влияния на ребенка. Наибольшую эффективность имеет осуществление просветительской деятельности с родителями: ознакомление с характерными чертами детей конкретного возраста,  занятия по обучению психологии общения, проведение разнообразных бесед.

В заключение можно сделать вывод о том, что проблему социализации личности ребенка нельзя решить без взаимодействия и активного сотрудничества школы и семьи.

Литература
1. Генварева Ю.А. Взаимодействие школы и семьи: новые ориентиры /
Ю.А. Генварева. – М.: МАКС Пресс, 2009. – 180с.
2. Мазалова М.А. Взаимодействие начальной школы и семьи: историко- педагогический аспект / М.А. Мазалова // Начальная школа. – 2014. − № 11 – C. 43-46.
3. Новиков А.М. Основания педагогики / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2010. – 208с.

Перейти в архив


Оценка (0.00) | Просмотров: (294)

Новинки видео


Другие видео(83)

Новинки аудио

If day shoyld part us P.B. Shelly.
Аудио-архив(96)

Альманах КЛАД Газета  Русская ярмарка талантов
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход