Батальонъ просит огня

Дата: 13 Марта 2016 Автор: Калуцкий Владимир

     Драма, военный, история. Режиссер: Дмитрий Месхиев. В ролях: Мария Аронова, Мария Кожевникова, Ирина Рахманова и др. 
 
      Мне кажется, что тот  кто посмотрел в минувшие два вечера телевизионный фильм "Батальонъ" - потратил время не зря. Худо-бедно поставлено кино, а позволило нам прочесть неведомую страничку собственной истории.
      Теперь о худо-бедно.  Фильма, как целого произведения искусства, не получилось. Есть хорошие, временами - очень хорошие - куски и кадры, но в целом полотно получилось даже не мозаичным, а клиповым. Как будто военный музей расписывали художники разных школ. Тут и левитановские пейзажи, и верещагинские баталии, и налбандяновская напыщенность, и явные нелепости, как у Шагала... ... а в целом - черный квадрат Малевича.
       Вряд ли так задумывалось, но так получилось. Очевидно, что тема оказалась неподъемной для съемочного коллектива. Я думаю - в мире сейчас только один режиссер смог бы снять кино по заданной теме.  Это Никита Михалков. Я представил себе,как героическую - но невыразимо скучно сделанную сцену стояния батальона сутки под дождём на плацу - обыграл бы этот мастер.
Сцена и впрямь трагическая. Это когда Бочкарёву арестовали за рукоприкладство, а батальон в её поддержку стал каре на плацу у штаба. Момент наивысшего напряжения в фильме. Пожалуй, здесь героизм женщин показан куда ярче и доходчивее, чем в баитальных сценах.  Тут - русский характер во всей его глубине.  И мастер выжал бы из этой сцены всё, вплоть до слезы зрителя. А мы видим лишь общий план, зеленые мокрые фуражки и потерянного генерала, запертого в кабинете. Нет, может - и так можно. Однако я представляю, как мастер обязательно нашел бы крупные планы. Я не знаю. Мокрого воробья на штыке. Котёнка, прибившегося к солдатскому сапогу. Машину, наконец, промчавшую мимо и плеснувшему из под колес на застывших по команде девушек,
        С крупными планами в фильме вообще плохо. Пожалуй - только один раз мы увидели деталь. В виде отличной дули, которую Бочкарёва (актриса Марина Аронова) сунула под нос членам солдатского комитета. Но вышло это так, что фигуру из трёх пальцев госпожа командир батальона сунула нам, зрителям.
          Всё это я не назвал бы неудачами картины. Наверное, у деятелей кино нового поколения нет нужного жизненного опыта, чтобы касаться больных тем нашей истории. Но, с другой стороны - они не знают и запретов. В фильме "Батальонъ"  показаны большевики  как враги Отечества, как пораженцы и предатели. К сожалению, тема предательства здесь почти не раскрыта, и потому поступки многих героев выглядят необъяснимыми, даже нелепыми. Абсолютно провально сыграл Керенского Марат Башаров. Здесь не глава Временного правительства, а ходячий штамп из курса Истории КПСС. Крикливый, пустой, испуганный. Осталось только одеть его в женское платье и гнусный образ готов. Я не знаю, каков на самом деле был Александр Федорович. Но актёр над образом явно не работал.
        Совершенно ходульна, необъяснима, и даже карикатурна сама госпожа подпоручик Бочкарёва. Четыре часа ходить бабе по экрану громадным животом впёред - это мишень, а не боец. Актриса совершенно не играет лицом. Оно у неё всегда тупо мертво, даже когда бьют её - или бьёт она. Не верится, что такую фурию время выбрало на роль спасительницы Отечества.
        ...хотя.
      Может быть - создатели фильма именно таким женским образом хотели показать изначальную несостоятельность затеи с батальоном смерти. Поэтому мы не различаем лиц девушек под солдатскими фуражками. Они все одинаковые, как матрёшки, и зацепиться глазу не за кого. А ведь там девушки, почти девочки. Наверняка, и линию любви можно было провести намного выпуклее, и показать всю нелепость присутствия женщины на войне.
        Конечно, моё брюзжание проистекает от пресыщенности замечательными военными фильмами. И я заметил, что невольно сравниваю "Батальон" с шедеврами мирового кино. И уже одно это значит, хотя бы только для меня, что фильм случился. Два вечера я смотрел кино, переживая и сочувствуя его героям. Что-то такое оказалось в "Батальоне", что после фильма сделало меня чуточку другим. Значит - те женщины сто лет назад не зря пошли в последний бой. Меня они отвоевали.
       И завоевали.

 

 

Перейти в архив


Оценка (0.00) | Просмотров: (1332)

Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход