Возьму на себя ответственность сказать: не существует такого человека на земле, который не любил бы сказки. И всё же… Вдруг… редкостная личность могла не обнаружить связи с народной мудростью в потоке информации и технологий нового времени. Тогда… в сказке его ожидает награда. Развитие мира воображения, фантазии, которые напрямую связаны с мышлением и речью. И не только. Любая деятельность во внешнем мире, направленная на созидание. Первый опыт добра и зла мы получаем в детстве из сказок. Читают книги детям мама и папа, бабушка и дедушка, воспитатели в детском саду, школе. Позднее – начинают учиться нравственности самостоятельно.
Выдающийся педагог современности Ш.А. Амонашвили писал: «Есть другое важное личное качество, которое несёт в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты». Доброты друг к другу, которого так не хватает современному обществу. Сказка учит исподволь. В повествовании сказочного сюжета нет прямых наставлений и рекомендаций. Главным является образность как способность сознания создавать представления и идеи для формирования целостности личности.
На примере сказки Людмилы Дриновой-Ворониной «Венок из лилий» хочется обатить ваше внимание на то, как сказительница продолжает традиции русских народных сказок. Какими способами выражает народную мудрость. В первых строках открывается познание мира природы. «Ветерки пели Ясным Зорям песни», «звёзды лили свет ночами», «Дух покоя и свободы над водой витал всегда». «Жил старый дед. Он любил своё село. Добрый люд там привечали». Картинка готова. Первый образ. Повествование идёт в мирном краю. Но дальше мы узнаём, без обиды, между прочим, на своих детей, от деда о его одиночестве. В этих строках - наставление автора. Помнить о родителях. Уважительно относиться к старости.
« На краю живут земли И… отца забыть смогли! Но он их не позабудет! Погрустит и ладно! Будет!»
На фоне красоты и могущества природы разворачиваются сказочные действия. Возникают герои. Полевик, Овинник, Лунь-птица, Леший, девица Алица, царская стража, сын старика. Обратите внимание как сотканы строки. Гладко, чисто. Слово к слову льнёт. Как кружевом прикрепляется.
«Едет девица-краса, Золотистая коса – Распрекрасная Алица! На возах добро пылится…»
Подозреваю, что имя Алица состоит из звука «А» и слова «Лицо». А-Лицо-то какое, красивое! Похоже на устный способ восхищения красотой девушки. Алица!..-имя её. Сказки, в которых происходят удачное сватовство, свадьбы предназначаются девушкам, которые думают о своей будущей жизни. Они посвящены более старшему возрасту.
«Следом стражников отряд, За возами едет в ряд В направленье град - столицы И у всех суровы лица, Палаши наперевес!»
Предполагаю, что стражники в сказке являются универсальной врождённой психической структурой, как содержание коллективного бессознательного или архетип родительской воли. Пример. Выдать замуж за старого царя. Иметь выгоду от родства с царём и желание для дочери ни в чём не иметь недостатка. Сказительница же решает вопрос, даже два вопроса положительно. Возможно три - четыре проблемы разрешаются с помощью любви. Алица выходит замуж за молодого и красивого юношу. Храброго и стойкого. Любовь в согласии со справедливостью побеждают. В итоге старик рад-радёшенек. О его старости будет кому позаботиться.
Ни один мультфильм, просмотрев который, не сможет расширить менталитет, хоть как ни красивы будут костюмы и речи героев. Книга была есть и будет – источником знания, красоты слова. Сказка – корень русских истоков, от которого берут начало традиции и быт нашего народа.