В его поэзии – Россия. О творчестве Н. Рубцова

Дата: 31 Января 2016 Автор: Гергерт Татьяна

      Вот так негромко, без особых восклицаний и клятв заводит с нами разговор о Родине, о сыновней любви к ней великий русский поэт Николай Рубцов. Поэзию его критики называли «тихой». Вряд ли с этим можно безоговорочно согласиться. Но в чем-то это действительно так.


      Когда  душа печалится и болит, когда хочется прикоснуться к родному, любимому, единственному сердцу, рука тянется к томику стихов Рубцова, где находишь то изначальное чувство, которое наполняло чистый родник его поэзии. Родник. Да, его стихи - это родник, к которому припадаешь губами и пьешь ледяную влагу, но от нее почему-то никогда не бывает простуды.


      Человек, «обалдев» от ломающего ушные перепонки рока, от киносюжетов с обильными дозами примитива, от ярлыков и оскорблений, от подмены чести и достоинства чинопочитанием и холопством, прикоснется к стихам Рубцова как к чему-то незамутненному.

      «Он нас на Земле посетил» Так назвал свои этюды о Н.Рубцове Анатолий Чечетин. Посетил… а мы не удержали его, не смогли удержать…

        Анатолий Чечетин: «Сначала я не обратил на Колю особого внимания. По-северному окающий лысеющий молодой мужичок с темными сверлящими глазами — только и всего, но отдельные реплики в разговоре все-таки заставили сразу принимать его всерьез. Поговорили о том, о сем. Эдик и его приятель стали просить Колю почитать стихи. Он сначала не соглашался, мельком взглянул в мою сторону. Я молчал: не очень хотелось слушать поэтическое завывание (в ту пору многие поэты читали свои стихи именно так), душа желала продолжения живого общения, говорения, единения, а тут зачем-то стихи.  И все-таки поэт негромко, как показалось сначала, чуть припевая и сильно на «о», начал читать о том, как он будет скакать по холмам задремавшей отчизны, «неведомый сын удивительных вольных племен!..», и слух сразу же уловил слово, зацепился, и захотелось внимать дальше, включаться в то, о чем говорил Коля, свободно отрывая руку от стола, словно указывая на то, что ясно перед собой видел.  А когда он произнес «Россия!..» — и сделал напряженную паузу, я стал ждать другого слова, как неизбежного продолжения музыки, например, в любой драматического характера вещи Баха или Чайковского. И это продолжение, известный переход, перелом в стихотворении пришли, а вскоре наступило крещение, которое Коля не выпевал, не выкрикивал. Он произносил каждое слово, будто внедряя в тебя, в твое сознание и в душу вместе с точной ассоциативностью образа нечто очень важное и весомое, отчего твое представление о механике явления становилось вдруг более ясным, объемным».

       Н. М. Рубцов родился 5 января 1936 г. на Северной Двине, неподалеку от Архангельска. Беломорье - суровый край, богатый сказками, преданьями, легендами. Край, давший Михаила Ломоносова - российского Леонардо да Винчи, давший прекрасных писателей и поэтов - Василия Белова и Федора Абрамова, Александра Яшина и Николая Рубцова. Отец работал в сельпо, мать сидела с детьми. В семье было шестеро детей (три девочки и три мальчика). Еще до войны начались страшные утраты. В 1940 году умерла 17-летняя старшая Надя, работавшая счетоводом в сельпо. (Может быть, по-другому сложилась судьба поэта, если бы была жива старшая сестра…). Ушел на фронт отец и всякая связь его с семьей прервалась. А вскоре будущий поэт лишился матери: она тяжело заболела и умерла. Коле было 6 лет. С младшим братом Борисом попал он в детский дом в селе Никольском Тотемского района. Здесь-то и суждено было провести Коле Рубцову целых семь сиротских, горьких и счастливых, лет. Никольское он всегда считал своей родиной.

       В 14 лет Коля заканчивает семилетку в Никольском детдоме. Через несколько лет его призвали в армию. По словам очевидцев, это был счастливый период в его недолгой жизни. Там, на флоте, он начал печатать свои первые стихи, там появилось много верных друзей. Он был душою моряцкой компании, и часто в кубрике в свободное от вахты время брал в руки любимую гармошку или гитару. Он был молод, в расцвете сил, он любил девушку, которая, как он надеялся, его ждала.

       Но жизнь снова испытывает поэта на излом. Как это часто случается, любимая не дождалась. Очень долго не мог залечить эту рану Николай. И любовная его лирика окрашивается горечью и грустью. После службы в армии - работа на Кировском заводе, затем, в 26 лет учеба в Москве в литературном институте имени Горького.

       Из воспоминаний Сергея Викулова: «На творческий конкурс Литинститута Н.Рубцов представил самодельную книжку «Волны и скалы».  В неё вошло 38 стихотворений. Но те, кто стал учить Рубцова, вероятно, не сразу поняли, что перед ними – не просто талант, а почти сформировавшийся поэт…  К своим двадцати шести годам прошедший, как говорят, огонь и воду, познавший не только (а вернее не столько) верхние, просторные и светлые этажи жизни, но и ее глухие подвалы и даже ее дно, он ждал от Литинститута не школярских разговоров о ямбах и хореях, а откровений о жизни, о душе человеческой…  Ждал – и не дождался…»

       Как-то на студенческой вечеринке читали стихи по кругу… «Настал черед поэта-первокурсника, паренька из Вологды… Н. Рубцов прочитал «В горнице моей светло…». Произошла некоторая заминка: больно уж просто, даже наивно. Так и было сказано: мол. Парень ты хороший, но поэзия – дело серьезное. Мы в космосе, а ты «матушка принесет воды»                        

       Никто не понял, что «Горница»  – это исповедальное стихотворение, в котором безмолвная тень матери всколыхнула тоскующую душу.

       Да, стихотворения Рубцова необычны. С одной стороны простые, лишенные замысловатых образов, а с другой – необычайно сложные, исполненные глубокого смысла. Событие или явление становится предметом поэзии у Рубцова лишь когда выявляется его вневременная суть. В поэзии Рубцова чрезвычайно мало цвета. У Рубцова мы видим чаще всего не цвет, а свет. Некоторые исследователи называют творчество Рубцова “поэзией света”.

       Рубцов переводится  на заочное отделение. Но друзья-поэты, с которыми Николай учился 2 года, уже тогда заметили необыкновенный талант и даже говорили окружающим, что в литературу пришел второй Есенин. Да, он очень любил Есенина, многому у него учился. Но знал, любил также Пушкина, Блока, Тютчева. А любимыми у него оставались Есенин и Тютчев.

       На реке поэзии Николая Рубцова есть только причалы добра. Даже в темную ночь в ней светит хоть одинокая звезда и загорается приветливый огонек в оконце.
       Где бы он ни был, неизменно возвращался в Николу... Мало кому из современных поэтов удалось столь проникновенно, как Рубцову, сказать о том, что человек не может, не имеет права смотреть свысока на воды, травы и деревья, на природу, ибо он сам часть природы, которая у Рубцова - хранительница истории, народа.

       Николай Рубцов не знал родной матери, её заменила Русь-Россия. Ей посвятил он свои лучшие стихи. В его поэзии — любовь и нежность к её золотистым осенним лесам, терпким ягодам, лугам, притихшим сёлам. Что искал он в них для себя? Наверное, ответы на вечные вопросы жизни. Родина для Рубцова - это идеал святости. И символами Родины у Рубцова являются храм, деревня, береза, гнездо, дом, звезда, горница.
Родина - покой, успокоение, к которому приходит и с чем связывает свою судьбу лирический герой.
Родина - святыня, неповторимая и вечная, о сохранении и возрождении которой мечтает поэт, связывающий это возрождение с понятием свободы.

        Был ли случаен успех Рубцова? Случайные успехи недолговечны. Успех был подготовлен всем течением его жизни: Неустанной работой души: Смелостью, с которой Николай Михайлович отринул устоявшиеся каноны; Неприятием лжи, верой в народные идеалы, приверженностью подлинным культурным традициям, совестью и позицией гражданина, наконец, Вдохновением! Все это и есть талант!

 

       Давайте посмотрим на фото Рубцова: на них есть одна постоянно повторяющуюся деталь: длинный шарф, обмотанный вокруг шей. Вот этот-то шарф то есть чисто внешняя деталь, неожиданно напомнил рисунки из «Маленького принца» Экзюпери. Шарф – деталь символическая и для Маленького принца и для Рубцова, их объединяющая. Он как бы замыкает, окольцовывает одиночество его обладателей и защищает их: «неизменный золотой шарф» Маленького принца – от бездушной Вселенной, «легендарный шарф» Рубцова – от «обыденного окруженья».

 

 

       Назвав Рубцова «Маленьким принцем русской поэзии», можно представить две одинокие фигурки, которые стоят, озаренные «лучом приветливым» звезды».

       Поэт трагически погиб в самом расцвете сил  в результате нелепого инцидента, а именно: семейной ссоры со своей невестой, начинающей поэтессой Людмилой Дербиной (Грановской). Судебное следствие установило, что смерть наступила в результате удушения. Людмила Дербина была осуждена на 7 лет.

 

       Его называли Есениным 60-х годов. Но сам он, учась у Есенина мастерству стиха, часто обижался, когда его поэзию недооценивали, считали есенинскими перепевами.
       Любопытен такой факт: первый памятник С. Есенину на родине, в Рязани, был установлен через 50 лет после гибели поэта, в 1975 году. А Рубцову - уже в 1985 году, через 14 лет! Неужели мы умнеем? А тем временем ширится, растет посмертная слава поэта. Более 130 песен уже написано на его стихи, о нем снимают фильмы, хлынул поток воспоминаний.
Что ж, и Мартынов осмелился оставить после дуэли с Лермонтовым свои мемуары. А теперь еще и Дербина... Что двигало их пером? Сложно сказать. Но что бы они ни писали, не спишет наша память за давностью лет грехов ни Дантесу, ни Мартынову ни Дербиной.  Ясно главное: ей всю жизнь носить страшную печать и оправдываться перед людьми. А он… Он уже 45 лет на том берегу… Ему - жить в своих стихах и изо всех сил светить нам своим тихим светом. Рубцов никогда не вел дневника. Его дневник — стихи. Читаешь его строки и словно бы видишь одинокого путника, стоящего на краю снежного поля. Сгущается холодная, страшная, глухая тьма, готовая смять, растерзать душу… И тогда сквозь сумерки и холод отчаяния, — огонек… Поэзия Николая Рубцова не дает нам пасть духом, ведь сам он знал, что у него есть  своя звезда - звезда веры, надежды, любви.

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход