Сберегая художественное наследие

Дата: 10 Ноября 2015 Автор: Евсеева Кристина

Илья Хегай. Живопись: альбом /

сост.: Л.Н. Анпилова, Н.В. Стахурская. – Старый Оскол: Металлоинвест ОЭМК, 2015. – 216 с.

 

 

         «Илья Хегай. Живопись» – название первого большого издания, которого ждали многочисленные почитатели творчества старооскольского живописца. Илья Николаевич Хегай прожил в Старом Осколе тридцать два года. Он приехал в бывший уездный городок уже состоявшимся художником с большим творческим опытом, многое видел и пережил. Ему было о чём поведать миру. Узнаваемые приметы Старого Оскола, портреты горожан на полотнах живописца наполнялись глубоким символическим подтекстом: если изображение природы – то непременно её сопоставление с жизнью человека и размышление о его месте на Земле, если изображение женщины – то рассказ о материнстве, любви и стойкости женской натуры… Он писал то, что его окружало, посредством живописи говорил о том, что чувствовал сердцем. Хегай был искренним художником, именно поэтому его сложный, свободно-метафорический язык понятен не только подготовленному зрителю. 

            При подготовке альбома составителями, Л.Н. Анпиловой и Н.В. Стахурской, была проведена большая исследовательская работа: собраны и оцифрованы более трёхсот произведений художника из разных коллекций, уточнены биографические сведения, собран богатый библиографический материал. Издание чётко структурировано. Альбом открывается статьёй поэта Владимира Нешумова «Живописец Илья Хегай» (текст публиковался ранее в каталоге персональной выставки Хегая в г. Белгороде в 1990 году). Ярким языком, полным метафор и наглядных сравнений, автор делится уникальными фактами из биографии художника: о трагической истории семьи корейских спецпереселенцев, о судьбоносной встрече с В.А. Эйфертом. Мы с волнением читаем строки о первой заочной встрече В. Нешумова с живописцем, которая состоялась в 1962 году в Казани на передвижнической выставке художников Казахской ССР: «Картина Ильи Николаевича сразу «окольцевала» меня… и вобрала, как в воронку омута, в центр, в изображение извечной первоосновы человеческой сущности – матери с младенцем, и созерцательное приближение к абсолюту, к истине, что вот-вот, ещё совсем немного… и всё станет просто, ясно и понятно, – длилось и длилось…» Нешумов ссылается и на слова знаменитого художника Алексея Аникеёнка об этой выставке: «Там среди прочего соцреализма есть одна картина – настоящее искусство!»  Эти свидетельства, отражающие восприятие творчества Хегая современниками, помогают нам сегодня понять уникальность творчества мастера. Рассказ о биографии художника, о его становлении в статье Нешумова сопровождается рассуждениями об основных метах мастерства Ильи Хегая, о высоком предназначении живописи.

        Динамичность  повествования В.В. Нешумова продолжает статья Л.Н. Анпиловой «Траектории творчества Ильи Хегая». С предельной внимательностью к биографическим данным автор дает характеристику индивидуальным особенностям творческого мышления живописца, рассматривает изменения его художественного почерка в призме меняющихся жизненных обстоятельств, поворотных встреч и значимых событий. Кульминацией статьи становится анализ картин «Тоска. Женщина» (1986 г.) и «Варлам Шаламов» (1989 г.), демонстрирующих зрелый почерк мастера. Статья обогащена колоритными примерами из классики отечественной поэзии, помогающими постигать хегаевские картины и устанавливать неразрывные связи между наследием разных искусств.

        Обе вступительные статьи удачно сопровождаются иллюстрациями, максимально близко подобранными к тексту. Составители альбома показали ранние наброски и рисунки, чёрно-белые фотографии утраченных картин художника, позволяющие познакомиться со  своеобразием творчества раннего периода. Восприятию авторского замысла способствуют и увеличенные фрагменты картин, демонстрирующие особенности живописной техники Ильи Хегая.

       В основной части альбома поэтапно отражено творчество художника, начиная с первых тематических композиций 1950-х гг., исполненных в традициях реалистической живописи, и заканчивая эмоционально-взволнованными пейзажами начала ХХI века. Работы расположены в хронологическом порядке с учётом жанрово-стилевого своеобразия, что позволяет читателю проследить эволюцию творчества автора, вектор его художественного поиска.

       Отдельного внимания заслуживает дизайн альбома. Все составляющие его элементы гармонично взаимодействуют друг с другом: страницы с репродукциями картин тонированы в различные цвета, что во многом способствует восприятию работ художника; выбранная гарнитура соответствует содержанию разных разделов книги. Особенно выразительно смотрится оформление материалов к биографии И. Хегая, завершающих структуру альбома.  Биография художника представлена в виде ленты времени. Основные вехи его жизни и творчества проиллюстрированы выдержками из статей и каталогов выставок, интервью, опубликованных в разное время ещё при жизни живописца. Отрывки из архивных документов воспроизведены шрифтом, имитирующим старую печатную машинку. Материалы сопровождаются документальными фотографиями из архива семьи художника: вот совсем юный Илья Хегай в годы учебы в Алма-Атинском театрально-художественном училище; на другой – Хегай со своим главным учителем – В.А. Эйфертом; а вот он уже и со своими учениками – руководитель изостудии в Караганде; а здесь – редкие кадры с Виктором Попковым и др. Наряду с документальными фото, особой художественной выразительностью отличаются глубоко психологичные портреты художника из авторского архива члена Союза журналистов России В. М. Смотрова.

        В летописи жизни и творчества Ильи Хегая  особенно значимо и гордо звучат строки режиссера Эдуарда Ливнева о творчестве оскольского живописца: «Я думаю, что в России до боли мало таковых талантов, каковым является И. Хегай! Как бы сберечь его дар, как бы воздать ему по заслугам, не в смысле орденов и званий, а всенародно признать его чрезвычайную важность для Отечества! Сбудется ли?»  Недавние события – издание альбома Ильи Хегая, организация межрегионального конкурса детского рисунка его имени, открытие Музея одной картины в старооскольской школе №33, присвоение имени художника улице, на которой эта школа стоит, организация выставок к его 85-летию в Белгороде и Старом Осколе –  говорят о том, что память о художнике жива.

       Можно смело сделать вывод о том, что альбомом «Илья Хегай. Живопись» вобрал в себя намного больше, чем рассказ об одном художнике,  здесь личности, с именами которых неразрывно связано развитие культуры и искусства не только в Старом Осколе, здесь целая эпоха, отображающая историю нашего государства и противоречивого ХХ века. Добавим, что альбом о творчестве Ильи Хегая был безвозмездно передан компанией «Металлоинвест» в архивы российских и зарубежных вузов, музеев и библиотек. Белгородцы могут ознакомиться с этим изданием в Белгородской научной библиотеке, библиотеках Белгородского государственного университета и Белгородского института искусств и культуры.

  

 

 

 

 

 

Перейти в архив


Оценка (5.00) | Просмотров: (1824)

Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход