То, какое историческое событие лежит в основе праздника «День народного единства» - нам понятно. Это изгнание в 1612 году поляков из Москвы. Вместе с тем должно быть чётко объяснено и кое-что другое, что остаётся не совсем ясным.
Например, почему именно «День народного единства», а не, скажем, «День изгнания поляков»? Ведь при изгнании с нашей земли других оккупантов тоже участвовали ополчения, представители самых разных слоёв общества. Почему выдворение именно этой нации, а, например, не французов или монголо-татар, или немцев мы празднуем как День народного единства? Разве поляки более других достали наших предков за все прошедшие времена? Или в иных исторических случаях предки объединялись плохо, а вот при изгнании поляков объединились как положено?
В СМИ гуляет мнение, что на самом деле идея праздника в другом: чтобы не гневить народ и не хоронить традицию что-нибудь праздновать в ноябре, просто заменили один идеологически устаревший повод попраздновать на другой. Но такое объяснение нами не принимается. Мы, россияне, не идиоты, мечтающие лишь о дополнительном выходном или поводе выпить. Но и в то, что 4 ноября 1612 года произошло особо выдающееся единение – нам тоже не особо верится. Раньше в учебниках истории о каком-то исключительном единении в тот день не указывалось...
Идеологи утверждают, что «патриотический праздник единства очень нужен», и что «инородцы» - это угроза для всех граждан государства, поэтому граждане должны быть настроены объединяться. Что ж, в этом есть резон, особенно для исторического классового общества: элита государства сама хочет эксплуатировать своих подданных и природные ресурсы территории, а подданные предпочитают привычные им формы эксплуатации: «Старые кандалы сердцу милы, новые сапоги – что с чужой ноги». Вместе с тем, холопы прикидывают: если пришлые угнетатели явно жестче своих, нынешних, то, конечно, надо объединиться с нынешними для сохранения статуса кво, но если новая власть несет с собой лучший уклад жизни, меньшее угнетение, то тут возникает сомнение, с кем объединяться. Да и кто такие «инородцы» в многонациональном-то государстве? Сегодня какая-то нация не ко двору, а завтра - такой же член семьи народов. Само государство ведь тоже не самоценность и не идол слепого поклонения, а система на службе человека. Единственный критерий права на существование той или иной государственной системы - её способность оптимального жизнеобеспечения рядового гражданина. Чем оптимальнее жизнеобеспечение, тем система «праведнее». Кто для трудящегося человека исторического прошлого свой, а кто чужой? Наверное, свой - это не тот, кто давно и привычно тебя эксплуатирует, а тот, кто эксплуатирует тебя меньше других? Возможно, что и сегодня это актуально.
То есть нам, простым гражданам, ныне празднующим народное единство, хочется во всём разобраться. Например, понять, какой такой народ в названии праздника имеется в виду. Народ в смысле трудовой народ или вообще все люди, имеющие гражданство РФ? Например, представители власти противопоставляются народу или органично в него входят? Отменяем мы извечный антагонизм «народ и власть»?
Опять же, имеется ли в виду единение только граждан государства РФ или же допускаются к единению и другие глубинно русские люди, но заброшенные судьбой, скажем, на Аляску или Украину? Или же национальность тут вообще ни при чём, и русские не должны выделяться, а единство мы должны чувствовать независимо от национальности (вероисповедания, культуры, уровня интеллекта, места практического проживания…) но исключительно с обладающими «нашим» гражданством согласно паспорту? Должны ли, наконец, чувствовать единство сегодня представители разных классов? Миллиардеры России - это господа или тоже народ, как мы с вами? Предписывает ли праздник русскому крестьянину проникаться чувством тесного и глубокого единства с Романом Абрамовичем?
Кто бы очень умный ответил…
P.S.
Отмечают сексменьшинства
День народного единства.
Ох, боюсь я, братцы,
С ними единяться…
Частушка