Русская народная традиционная культура и современное общество

Дата: 29 Сентября 2015 Автор: Емельянова Мария

   Народная традиционная культура зародилась в глубокой древности и расцвела в повседневной жизни народа – кормильца, пахаря, работника. Она соединяла каждого человека с его родом-племенем и с могучей природой.

    Народная культура − это духовная культура. На протяжении всей истории человечества она была самой существенной и самой древней частью культуры национальной и мировой, её базисной частью и характеризуется высокими ценностными свойствами. Это и сама природа, и историческая память народа, и не обрывающаяся связь времён.

    Народная традиционная культура – явление сложное и многогранное, богатое и яркое, очень широкое и глубокое. С одной стороны, оно охватывает многие виды народного творчества – зодчество, быт, музыку, хореографию, костюм, фольклор, различные ремёсла и промыслы. А с другой, − оно живёт вместе с народом, уходя корнями глубоко в седую древность и развиваясь в наши дни.

    Испокон веку народная традиционная культура определяла нормы поведения в социуме, моделировала взаимоотношения разных поколений, помогала формировать ценности и идеалы отдельной личности и коллектива в целом.

    Трудом и талантом многих поколений наших предков создавалась уникальная народная традиционная культура Оскольского края. Она дана нам сегодня как дар Божий во множестве самобытных изделий народных мастеров и ремесленников, в исполненном удивительной красоты орнаменте произведений декоративно-прикладного искусства, в неповторимой архаике местного фольклора и хореографии, мудрости и духовности народного праздника и обряда.

    Эта культура во все времена служила для населения школой нравственного, патриотического и эстетического воспитания, была связующим звеном между прошлым и настоящим.

    После многих лет забвения изучение глубинных пластов народной традиционной культуры, восстановление её вековых социально-культурных функций необходимо для осознания своей самобытности, для возрождения национального духовного менталитета русских.

    Политика советской власти на протяжении десятилетий по отношению к русской традиционной культуре была двойственной.

    Общепризнан факт, что революционная ломка в России после 1917 года жесточайшим образом ударила по народной традиционной культуре, прежде всего по русской деревне. Какими были масштабы этой трагедии, можно себе представить, если осознать, что к тому времени Россия на 90% была крестьянской страной. Народное искусство имело значение духовное как традиционная культура, но по своему социальному составу она была преимущественно крестьянской. Именно эти родовые духовные основы национальной культуры вместе с социальным и экономическим укладом страны воспринимались в новых советских условиях особенно враждебно и подлежали уничтожению.

    Из сознания народа изживалось чувство и понимание народной культуры как мировоззрения, культуры духовной. Термины «духовное», «духовная культура» на долгое время были вообще изъяты из употребления. Под революционными лозунгами сокрушались основы культуры и самой жизни народа.

    Беспощадно разрушались Храмы, уничтожались иконы, ткацкие станки, токарные станки по дереву, прялки, набойные доски – всё, что мешало новой власти. Были уничтожены многие кустарные промыслы, в том числе и в Староосколье (см. гл. IV).

    Уже в 1919 году на Первой Всероссийской конференции ИЗО Наркомпроса по делам музеев в выступлении заведующего отделом ИЗО О.М. Брика высказывались предложения о необходимости борьбы со старой культурой, звучали рассуждения о неприемлемости в новых условиях одновременного существования настоящего и прошлого искусства: «Пролетарская революция требует коренной реорганизации всех форм культурной жизни. Нельзя ограничиваться частными реформами или простой популяризацией существующих устоев» (70, с. 472-473).

    Борьба со старым, традиционным стала, по сути, программой на многие годы. Традиция воспринималась как враждебная всему новому, что, несомненно, вело к уничтожению народного искусства как былого, изжившего себя, крестьянского прошлого. Внедрение нового в борьбе со старым проводилось в культурной политике на всех этапах советской истории, лишь с незначительными изменениями в содержании.

    Сегодня в нашем обществе набирает силу убеждение, что подлинная русская народная традиционная культура служит формированию национального самосознания, кроме того, учит толерантности по отношению к другим культурам и нациям. Этот фактор в современной многонациональной России особенно актуален. Вместе с тем, традиционная культура русского народа (как государствообразующего этноса) остаётся до сих пор мало изученной и нуждается в особой поддержке.

    Как отмечает доктор искусствоведения, профессор М.А. Некрасова, Родина – Народ – Народное – понятия с одним корнем Род. Народное даёт духовное наполнение этому нерасторжимому единству – в Вере, в религиозном чувстве Человека. Оно раздвигает это чувство до сознания и чувства всей земли и жизни как высшей ценности, в ответственности за которые все народы едины. Народное искусство протягивает нити дружбы и понимания одного народа к другому. И в этом его большая ценность в современной культуре.

    Вобрав два тысячелетия христианской культуры, народное искусство функционирует сегодня как живая традиция. Все пагубные издержки советской политики в области народной культуры и её тяжелейшие последствия в настоящее время ставят общество перед необходимостью государственного признания народного искусства духовной культурой, базисной ценностью национальной культуры русского народа и других народов России. Народная культура – это важнейший фактор государственности и требует государственных решений её проблем. Ученые выводят эту задачу за рамки национальной культуры, называют ее общечеловеческой, межгосударственной.

    Поэтому проблемы народной традиционной культуры должны найти отражение и в политике, и в художественной, и в организационно-управленческой практике, и в сфере образования.

    К сожалению, в современном обществе, где во главу угла ставятся приобретательство и комфортность, в большей степени главенствуют законы потребления, в досуге людей преобладает тяга к развлечениям. Люди стремятся убежать от реальности, от народного искусства, которое тревожит мысль, ставит новые проблемы, заставляет о чем-то задуматься.

    Зачастую мы сталкиваемся с проблемой засорения, опошления, смешения народной традиционной культуры с проявлениями массовой культуры. Между тем, благодаря живым традициям, народное искусство воспроизводит в культуре те ценности, которые соединяют человека с Богом, с обществом. Массовая же культура, напротив, разрушает эти жизненно необходимые связи.

    Нередко наблюдаются случаи, когда даже работники культуры, искренне пытаясь привлечь большее внимание общества к народной традиционной культуре, переходят допустимую грань, увлекаясь внешней привлекательностью и развлекательностью.

    Неоспоримым фактом стало сегодня то, что даже школьные учителя, работники дошкольных образовательных учреждений и учреждений культуры нередко путают горшок с чугунком, не знают, что такое ухват, чапля, безмен, махотка, макитра и многие другие, столь необходимые в прошлом народном быту предметы. Затрудняются ответить на вопросы, что такое позёмная и курная хата, почему в Оскольском крае крестьяне предпочитали выращивать коноплю, а не лён; чем отличается прялка от самопрялки; почему в пятницу не разрешалось прясть и ткать и т.п.

    Недостаточное знание местных особенностей и локальной специфики народной одежды Староосколья порой приводит к пропаганде псевдорусского стиля, зачастую костюм других регионов России выдаётся за старооскольский.

    Всё это не может не вызывать большой тревоги за судьбы молодого поколения россиян, в целом за судьбу русского этноса и требует принятия серьёзных мер по изменению ситуации к лучшему.

    В современном обществе народная традиционная культура живёт как великая духовно-нравственная и эстетическая сила. С данным фактом нужно не только считаться, но и всячески беречь этот уникальный феномен, поддерживать и развивать как народное духовное достояние России и всего мира. Она, подобно природе, вносит гармонию в жизнь, связывает поколения памятью культуры и чувством сродности все народы.

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(83)

Новинки аудио

Our hands have met Tomas Hood. Музыка и исполнение Ольги Слободкиной-von Brömssen
Аудио-архив(97)

Альманах КЛАД Газета  Русская ярмарка талантов
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход