Марианна Володина. Роняя белое перо (о творчестве Надежды Ковалёвой)

Дата: 21 Декабря 2014 Автор: Володина Марианна

  В старооскольской библиотеке №14 уже который год работает клуб «Надежда». Его участники поэты, музыканты, художники, любители поэзии. Несколько лет назад организовала его Надежда Николаевна Ковалёва, которая и руководила клубом. Сейчас она на пенсии.  Но до сих пор любит стихи и сама сочиняет. Свои стихотворения она с удовольствием читает перед слушателями. А писать стихи начала с пяти лет. 

В четырнадцать - была первая публикация в курской районной газете. Для школы, в глубокой провинции, это стало сенсацией. Учителя заметили талант и стали называть поэтессой.

   В юности хотела быть актрисой. Поступала во МХАТ. Юрий Никулин был в комиссии. Пела частушки, и всем понравилось, все смеялись. Ей сказали, что б приезжала в следующий раз, но она... не поехала.  Поступила в Обоянский библиотечный техникум. Учиться ей нравилось. Техникум дал  значительно больше знаний, чем впоследствии институт культуры. В техникуме преподавали культуру речи, вырабатывали правильную дикцию. Были художественные кружки. Многому научилась.

 

 

Рядом с техникумом был храм, и Надежде хотелось хоть одним глазком заглянуть, что там внутри. Часто ходила мимо храма и однажды, на Пасху, решила зайти. Думала, что никто не заметит, но заметили.... Администрация техникума написала письмо родителям, что их дочь проникла в ограду храма - недостойный поступок советской студентки, и если такое повторится, то могут исключить из техникума. Её поступок разбирали на собрании, записали строгий выговор с предупреждением. А это означало, что если ещё хоть только раз увидят в храме, то исключат из комсомола и из техникума. Подруга Надежды покрестилась. Об этом узнали и Светлану исключили. Надежда очень переживала за подругу, и впоследствии у неё появилось стихотворение:

 

Поёт в церковном хоре Света

Уже почти что сорок лет,

Как выгнали из культпросвета

И комсомольский отняли билет.

 

За то, что дева окрестилась,

(а крёстный был Степан отец).

За то, что искренне молилась,

Казалось, был всему конец.

 

Но голос чудный был спасеньем

И вера дней тех золотых.

Поёт Светлана с умиленьем,

Где рядом лики пресвятых.

(В церковном хоре)

   Уйдя из техникума, подруга стала петь на клиросе в храме. У неё был  прекрасный голос. Вышла замуж за семинариста, потом его рукоположили в священнический сан, и она стала матушкой. А Надежда, проработав год по специальности в деревне, получила диплом и решила поступать в Орловский институт культуры. Когда она работала, ей не нравилось, что надо было писать плакаты об атеизме. Она уклонялась, ссылаясь на разные причины и старалась этого не делать. Пусть другие пишут, а она не могла идти против совести, не могла (да и не хотела) писать против Бога. Атеизм в работе настолько её угнетал, что она была разочарована.

 

 На фото Сергей Дровников, Галина Щербинина, Надежда Ковалёва, Виктор Верин, Владимир Федотенко

 

  Когда стала учиться в институте, вера в Бога не уменьшилась. И её чуть было опять не исключили, но теперь уже из института. Захотела очень в храм. Пошла, специально без платочка, как будто на экскурсию, вроде бы написать что-то. Вначале бабушка сделала замечание, что без платка. Потом батюшка подошёл и строго сказал, чтоб голову покрыла. Надежда ему объяснила, что очень хочет помолиться, но чтобы никто не догадался, зачем она здесь, специально не одела платка. Батюшка понял, сочувственно вздохнул. И Надежда была почти счастлива, но её увидел учитель. Отругали на собрании и сказали, что выгонят из института и не посмотрят, что отличница...

Храмом насладиться вволю смогла лет двадцать назад, когда стало возможным посещение Божьего дома. Нравится ходить в свой любимый Свято-Троицкий храм в слободе Стрелецкой. Там всё родное! Прихожане, бабушки, батюшка - все, как одна семья. Иногда, когда болят ноги, идёт в собор Александра Невского (он ближе к дому) или едет в Незнамовский храм.

 

Церковь - мать родная,

Купол золотой.

Звон не умолкая

Колокольный твой

Нас зовёт на службу -

Православный люд.

За любовь и дружбу

Молимся мы тут...

...Музыка у певчих

Льётся из души.

Жить намного легче

В святости без лжи.

Смотрят, как живые,

На меня с икон

Лики дорогие

С множеством имён...

(Божья благодать)

 

   Радует её любовь к Богу, к детям, внучке, к православным людям, духовным сестрам, которых встречает в храме. «Православные люди как-то отличаются, светятся счастьем лица, как-то чувствуешь их», - делится Надежда Николаевна.

 

 

   В детстве, она помнит, в красном углу висели большие иконы. Бабушка верила в Бога и говорила: «Вот, там Боженька на небе, не озорничай, накажет...». И Надежда верила и старалась вести себя хорошо: не огорчать родителей, учиться отлично, помогать другим и делать добрые дела. С помощью бабушки (или по её молитвам)  она потихоньку пришла к вере. Детство было не беспечное. Приходилось работать с пяти лет. Сажать картошку, пасти гусей. Рвать траву для домашнего скота.

 

Я вышла в поле за травою,

В руках - огромное ведро.

Кружили гуси надо мною,

Роняя белое перо.

 

А я стояла, ввысь глядела -

Одна средь поля, без людей.

Мир оглушён был до предела

Печальным окликом гусей...

(Утро детства)

 

   Чтобы пасти гусей, нужно вставать рано. Надежда была ответственна, сама вставала, никто не будил. Ходила за ними целый день, чтоб не зашли на колхозное поле, которое было рядом. Если б такое случилось, то объездчик мог забрать гусей и не вернуть, как штраф. Тогда бы Надежде не поздоровилось, отец бы «три шкуры содрал». Школы в деревне не было, приходилось ходить пешком за десять километров. Жили на горе, и святить куличи на Пасху тоже ходили далеко, обходя болото. Храм находился также в десяти километрах от дома.

   Надежда Николаевна печаталась в различных периодических изданиях: Белгорода, Харькова, Воронежа, Старого Оскола, Москвы, в альманахе «Московский Парнас», в поэтическом сборнике «Душой рифмованные строки» (Старый Оскол), в литературно-художественном российском альманахе «Клад», в российской газете «Театральные ведомости», в газетах «Православное Осколье» и «Зори». Писала рецензию на книгу Г.С. Ларковича  «Чиста, как ангел небесный». Работая  заведующей библиотекой в железнодорожной школе, преподавала библиографию, мировую художественную культуру. Вела  уроки «Поэты Белогорья», на которых рассказывала о Василие Ярошенко, Владимире Михалёве, Фёдоре Наседкине, Михаиле Рудакове, Петре Рощупкине и других. Её часто просили почитать стихи. Приглашали выступать в музее, в школе на целый урок.  Она помнит, как раньше  за книгами люди в очереди стояли.

   На её стихи Сергей Аладышев (ныне покойный) написал когда-то песни и переложил на ноты. К стихотворению «Русь моя родная» Надежда Николаевна сама написала музыку, а обработку сделал Максим Иванов. Наталья Стрельникова и Лилия Чекрыгина поют песни на её стихи. В 2002 году в старооскольском издательстве «ТНТ» вышел поэтический сборник Надежды Ковалёвой «Оскола Старого Ламская слобода».  Основная тема её произведений - любовь к Богу, к родному краю, к любимому городу.

 

В кругу  коллег по творчеству

 

Перейти в архив


Оценка (0.00) | Просмотров: (1750)

Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход