Я не нашел, чтобы Бунин
где-нибудь оправдывал или порицал царизм. Он также никогда не ругал и не
поощрял революцию.
Бунина возмущали людские пороки, зверь в
человеке. И даже в "Окаянных днях" он почти проклинает красных бойцов,
но не за то, что они - революционеры, а за то, что действуют от жестокого
сердца.
Это я к тому, что не согласен с подачей
бунинской прозы в фильме Никиты Михалкова "Солнечный удар". Нынче об
этом фильме сказано и написано много, и мои строки вряд ли кто заметит. Но это
совсем не занчит, что я должен молчать.
Так вот о фильме. Кино, как известно, это ,
прежде всего - зрелище. И эта сторона фильма удалась режиссёру здОрово.
Мастер.Постановка и наполнение кадра удивительные, проникновение во времени на
сто лет назад - полное. Особый успех в этом плане - Никита Сергеевич сумел
поймать свой солнечный удар - фильм в части истории любви наполнен особым
светом. Мир 1909 года купается в лучах, бликах, отражениях. Это создает
бунинское настроение.
Мне кажется - если бы Михалков сделал просто
киноисторию "Солнечного удара" - у нас возникло бы ощущение
грандиозной, невосполнимой потери чудесного русского мира.
Но остальная часть фильма разрушает чудо. Дальше
начинается, извините, чертовщина. Все кадры с распогоненными офицерами - чистая
публицистика. Суть этой многочасовой тягомотины в двух словах: нельзя посягать
на власть!
А законы публицистики суживают маневр художника.
Обратите внимание - если в кадрах "Солнечного удара", то есть истории
любви, выключить звук - они ничего не потеряют. Зрелище само говорит за себя.
Но если смотреть без звука фильм в части
фильтрации и гибели несчастных офицеров - смысл теряется.
У Михалкова в этой части по части (извините за
каламбур) выразительных средств руки словно связаны. Вся суть замысла сводится
к кадрам с прямой речью героев : зачем? как допустили? такую страну потеряли...
Это уже почти примитивизм. И читатель ставится в
обязанность отвечать на эти вопросы так : не тронь Путина, не бунтуй, радуйся
тому, что есть...
Не знаю.
Возможно, я понял фильм не правильно. Однако мне
кажется, что публицистику Михалкова толкало на экран осознание того, что он сам
- крайний пропутинец, он имеет причины радоваться собственному благополучию, и
революция лично для него - как серп по горлу.
Неудача фильма в том, что он стращает
революцией, а не революционерами. А это не Бунин.