Владимир Калуцкий. Пипетка. О 15 выпуске альманаха "Клад"

Дата: 15 Мая 2014 Автор: Калуцкий Владимир

     Если из океана литературы взять пипеткой капельку на просмотр - в ней мы непременно найдем то же, чем богат океан. Увидим здесь и чистейшие кристаллы пушкинской поэзии, и мутную поволоку от графоманов, и нефтяные разводы новейшей детективщины, и осадок нечитаемой тяжести соцреализма. Вот такую капельку под названием "Литературно-художественный альманах "Клад" за номером 15" извлек я теперь для пристального рассмотрения. И где здесь у нас поэзия пушкинского накала? 

 


 

 

Есть . Вот она, в стихах Валентины Анисимовой. Точных, четких, классических строках :

СОСЕД


Серый снег на тротуарах.
И местами гололёд,
Он идёт в ботинках старых,
Свитер задом наперёд,

У него лицо башкира,
Худощав сибирский дед.
На шестом его квартира,
Одинокий наш сосед.

Умерла жена, а дети
Стали взрослыми давно.
С ним живут на этом свете
Бедность, старость и вино".

     "Лицо башкира" - точная и составляющая стих деталь. Впрочем, вся подборка Валентины Анисимовой добротна и закончена.


      Столь же добротна, а, может и ещё добротнее веночек стихов московского поэта Алексея Витакова. Знаете - всё-таки творчество москвичей всегда отличимо от самовыражения провинциалов. Даже если москвичи слабее - есть в их стихах что-то из иной, более высокой, плоскости поэзии. А у Витакова нет слабины даже провинциальной, а есть столичная высота:

"Взошла звезда. Чернилам лист открылся,
Лишь белый лист, и больше ничего,
Полка поэт на землю не спустился,
Оставь в покое, женщина, его".

      За плечами Витакова тенью стоят Вознесенский и Евтушенко . Здесь - школа. И - никакой подражательности, Витаков состоявшаяся самость, граненный бриллиант.


       Собственно, отдельной речи достойны, пожалуй, все стихотворцы, представленные в сборнике. Кто-то из них слабее, кто- то - сильнее. Вместе они создают светлый фон альманаха. Приблизительно такой :


"На печке чайник закипает,
На стол из сумки - тормозок.
Баян в руках. на нём играю,
В стакане водки на глазок.

На землю сумерки ложатся
Пора к автобусу. Домой.
Собачки сельские бранятся,
Прошёл воскресный выходной


"Зимняя фантазия", Сергей Туренко.

      И дело совсем не в уровне мастерства и содержании таланта. Главное - каждый поэт альманаха остается отдельной личностью, неповторимым автором. И строки Виталия Валитара не спутаешь со стихами Веры Котеневой, Виктора Пьянова можно вычленить по одному четверостишью.


     В нынешней книжке выпукло представлено творчество сочинителей из Бирюча - Зои Ивановой, Надежды Сычёвой, Ларисы Степаненко, Аллы Кравцовой . И это можно зачислить в удачу альманаха. Ибо они непохожие, такие разные, но все - такие тепло-провинциальные, что москвичу Витакову никогда не подняться до их далеко не заоблачного уровня. Столичный снобизм давно потерял сердечность провинциальной простоты:

УЛЫБКА МОЯ


Под небом солнечным с утра,
Так неуютно, словно в осень.
Но май - цветения пора,
У леса - первоцветов просинь.

Цветущий май в своём начале
Прозяб от северных ветров,
Дождинки в стёкла застучали,
Сорвавшись с плотных облаков.

Зоя Иванова



     

      Впрочем, остановите меня. О каждом поэте, о каждом оттенке в капельке можно говорить бесконечно. Потому рассмотрим теперь прозрачность прозы.


      Как-то я писал работу о современной прозе, и назвал её "Золушка". Я писал о том, что нынешняя проза суха, скучна, однообразна. Что книги разных авторов неотличимы по языку и содержанию. Редок нынче прозаик, которого можно узнать по паре предложений. Вот и в нашей капельке пытаюсь выловить световые тона разной насыщенности.


      Вот Николай Шилохвостов. "Афоризмы, фразы, размышления для мыслящих". Ну, не знаю. Видимо, меня-то автор считает не мыслящим, если размещает такой афоризм : "Родина - мать, а в руках чиновников она - мачеха". Родина-мать - понятно. А как она попала в руки чиновников? И где вы видели чиновника, держащего мачеху в руках? Очевидно, смысл афоризма был в том, что чиновники заставляют Родину быть для народа мачехой. Ну - так и надо чётче вырисовывать мысль.
Или вот , "Не прикладывая своих рук, лентяй любит подгонять других". Я правильно понял, что лентяй, не прикладывая рук, куда-то погоняет других? Пинками, что ли?
Опять не четко выраженная мысль вывернула предложение наизнанку. Будь я редактором "Клада" - "не прикладывая рук" заставил бы автора еще поработать над афоризмами головой. Хотя с удовольствием отмечу, что тот же Николай Шилохвостов выложил в альманахе очень качественную зарисовку "Быль". И в ней есть-таки авторская неповторимость! "Окна домов мгновенно вспыхнули яркими новогодними огнями. А все мгновения - дегустация вечности". Почти то же, что океан и капелька.


      Выигрышно выглядит в альманахе и проза Надежды Лан. Если принято говорить о женской поэзии, то здесь я бы признал наличие женской прозы. Да, набор слов, иногда общих мест, есть и в легенде "Садовник и розы". Но выстроена легенда так, что создает настроение сказки. В конце концов - все мы пишем одними буквами, и эти не отличаемся друг от друга. Но Надежда Лан - одна такая, хоть и при той же клавиатуре, что и у нас: "Цветы имели аромат морских волн, горечи турецкого табака, корицы и миндаля..."


      Оксана Блинова из Нахабино и оскольчанка Маргарита Монакова как бы дополняют друг друга. Два романтических рассказа - "Королева Вселенной" и "Я никогда не хотела взрослеть" вполне мог поведать один человек. Скажем - де Сент Экзюпери. И, знаете, в этой двоичности авторов есть единство таланта. Удвоенного.


     И, если уж определять прозу, как женскую, то я с особым почтением представляю читателям творчество Ольги Лофицкой. Она и в стихах всегда неожиданна, словно разбойник с финкой. Если бьёт, то сразу в сердце. И в прозе такая же безжалостная. Ну, скажите, мужчины, кому пришло бы в голову рассказ о жизни и любви назвать "Директор пляжа"? У Ольги Лофицкой все тексты такие, что предложения без ущерба смыслу не вычленишь. Тут такая вязь, такая точная кладка, что произведение обрекается на долгую жизнь : "Вон у меня сосед Женька. Говорит - я поэт ...Поэт! И дома ни хрена не делает, а Зинка на него молится, говорит - он стихи сочиняет, как Есенин". Я давно гляжу на творчество Ольги Лофицкой. Мне кажется, что ей самой, как зинкину Есенину, очень непросто живётся. И эта непростота делает её творчество до последней буковки живым.


      И ещё достоинством сборника стало присутствие в нём москвича Виктора Пронина. В его "Записках на полях" за каждым размышлением - образ, мысль, пульс. "Чёткий и продуманный план романа - верный путь к поражению". Точнее не скажешь. Кто пишет - знают, что герои произведения всегда живут своей жизнью. Это необъяснимо, но почти всегда в конце твоего рассказа, повести, романа персонажи оказываются там, где это нужно им, а не тебе, автору. Я бы даже сказал так: художественное произведение сочиняют персонажи, а автор всего лишь канцелярист, записывающий их похождения.


    Эту мысль, хоть и не высказанную явно, я нашел во вступительной статье к альманаху его редактора Сергея Галиченко " Русское слово как форма отражения культурной традиции". Труд, не столько художественный, сколько научный. "С моей точки зрения, - пишет Сергей Викторович, - у современных авторов достаточно большой творческий потенциал". И я с эти согласен. И с лёгким сердцем с кончика пипетки возвращаю нашу капельку в океан. Пусть сделает его прозрачней и солонее.

 

Перейти в архив


Оценка (0.00) | Просмотров: (1932)

Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход